Дети


Продукты питания детей в школах


В адрес Управления Роспотребнадзора по городу Москве часто поступают вопросы, связанные с использованием пищевых продуктов, изготовленных из сырья, полученного из генетически-модифицированных организмов (ГМО), в питании детей и подростков. В связи с этим, в данной публикации мы решили дать пояснения по наиболее часто возникающим вопросам. Генетически-модифицированными организмами (другие названия – генетически-модифицированные источники (ГМИ), трансгенные организмы) называют организмы (сегодня это, в основном, сельскохозяйственные культуры, а также микроорганизмы, используемые в различных процессах биотехнологии), полученные с использованием методов генной инженерии. Трансгенные растения и микроорганизмы отличаются от своих традиционных аналогов теми или иными полезными свойствами, получение которых при использовании современных методов генной инженерии, в отличие от ранее используемых методов селекции, носит управляемый характер. Соответственно, продукты, полученные с использованием ГМО, иногда называют ГМО-продуктами или трансгенными продуктами.

Все продукты, полученные с использованием ГМО – допущенные на российский рынок и подлежащие государственной регистрации – проходят обязательную процедуру оценки их безопасности для здоровья, в ходе которой проводятся исследования на нескольких поколениях биологических объектов, а также оценка пищевой ценности этих продуктов, в связи с чем, можно утверждать, что такие продукты гарантированно безопасны для здоровья человека. Проводимая углубленная оценка безопасности и пищевой ценности трансгенных культур выгодно отличает их культур, полученных методами традиционной селекции, в отношение которых проведение такой оценки не предусмотрено.

В связи с этим, законодательство не предусматривает никаких ограничений для оборота продуктов, полученных с использованием ГМО, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке. Не предусмотрен и запрет на использование трансгенных продуктов в питании детей и подростков.

К сожалению, в последнее время в прессе развернута активная кампания против сои и других трансгенных продуктов, создающая у населения их негативный образ. Данные публикации не основываются на достоверных научных данных, так как на сегодняшний день не существует ни одного серьезного исследования, аргументировано подтверждающего факт неблагоприятного воздействия трансгенной сои и других ГМО на здоровье человека. Между тем, отказ от использования дешевого соевого белка в производстве мясных изделий вынуждает производителей добавлять в свою продукцию другие, действительно вредные для здоровья и плохо усваивающиеся наполнители.

Вообще, необходимо подчеркнуть, что предметом государственного контроля за оборотом трансгенных продуктов является не требования безопасности, а соблюдение законодательства о защите прав потребителей в части права потребителя на информацию о составе пищевых продуктов, в том числе и о наличие в составе продуктов генетически-модифицированных организмов. То есть контроль во всех случаях сводится к контролю за наличием обязательной маркировки трансгенных продуктов (наличием в этикеточной надписи указаний на использование ГМО).

В настоящее время российское законодательство – в части требований к маркировке трансгенных продуктов – гармонизировано с европейским и требует указания в информации для потребителей сведений о наличии ГМО при его количественном содержании более 0,9 %. Это предусматривает СанПиН 2.3.2.2227-07 «Дополнения и изменения № 5 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.06.2007 № 42), в котором установлено, что обязательная информация (покупателям, потребителям, органам госконтроля) о содержании в пищевых продуктах компонентов, полученных с применением ГМО предоставляется в отношении всех продуктов (ранее – только в отношении продуктов, содержащих ДНК и/или белок), и при количественном содержании компонентов, полученных с применением ГМО, более 0,9 % (ранее – 5 %). Санитарными правилами предусмотрены следующие варианты обязательной информации: «генетически модифицированная продукция», или «продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов», или «продукция содержит компоненты генно-инженерномодифицированных организмов». Содержание в пищевых продуктах 0,9 % и менее компонентов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов является случайной или технически неустранимой примесью, и пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.

Нанесение маркировки об отсутствии ГМО действующее законодательство не предусматривает, в том числе и на продуктах, предназначенных для использования в питании детей и подростков. В таких случаях не требуется и проведение исследований, подтверждающих отсутствие ГМО, а отсутствие протокола исследований на ГМО у организации дошкольного или школьного питания на закупаемые и/или используемые в питании детей и подростков пищевые продукты также не может являться законным основанием для приостановления или запрета реализации этих продуктов.

Что же касается постановления Правительства города Москвы от 13.02.2007 № 88-ПП «О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей в городе Москве», которым установлен запрет на использование ГМО в дошкольном и школьном питании, то данный документ не может иметь статус нормативного акта, так как правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей вправе осуществлять в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» только Правительство Российской Федерации (согласно официальному пресс-релизу Роспотребнадзора от 19.09.2007).

В соответствии со ст. 42 (п. 1) и 52 (п. 2) Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исследования пищевых продуктов на наличие ГМО и маркеров трансгенной ДНК должны проводиться только в соответствии с утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации методическими указаниями, а именно:

  • МУ 2.3.2.1917-04 "Порядок и организация контроля за пищевой продукцией, полученной из/или с использованием сырья растительного происхождения, имеющего генетически модифицированные аналоги";
  • МУК 4.2.1902-04 "Определение генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения методом полимеразной цепной реакции";
  • МУК 4.2.1913-04 "Методы количественного определения генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения в продуктах питания";
  • МУ 2.3.2.1935-04 "Порядок и организация контроля за пищевой продукцией, полученной из/или с использованием генетически модифицированных микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги".

Экспертиза пищевой продукции, полученной из/или с использованием сырья растительного происхождения или микроорганизмов, имеющих генетически-модифицированные аналоги, осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, а также организациями, аккредитованными в порядке, установленном Минздравом России, с использованием утвержденных (перечисленных выше) методов контроля. Осуществление исследований на содержание в продуктах ГМО возможно также в порядке производственного контроля (например, при сомнениях в добросовестности изготовителя в части соблюдения требований к маркировке продукции).

В упомянутых методических указаниях также приводится исчерпывающий перечень пищевых продуктов, в отношении которых проводятся такие исследования. К ним относятся продукция растениеводства, имеющая генетически модифицированные аналоги, представленные на мировом продовольственном рынке (соя, кукуруза, рапс, рис, картофель, томаты, кабачки, дыня, сахарная свекла, папайя, лен), продукты ее переработки и пищевые продукты, в состав которых они входят; пищевые продукты, содержащие жизнеспособную или нежизнеспособную технологическую микрофлору, а также выработанные с ее использованием и освобожденные от нее в процессе технологии. Исследования других видов пищевых продуктов не проводятся.

Так, например, из числа пищевых продуктов, используемых в дошкольном и школьном питании, не подлежат исследованиям на трансгенную ДНК такие виды сырья и пищевых продуктов, как:

  • животноводческое сырье (мясо, птица, субпродукты), натуральные полуфабрикаты из мяса и птицы (кроме рубленых);
  • яйца куриные;
  • рыба, нерыбные объекты промысла и полуфабрикаты из них (кроме рубленых); • молоко коровье питьевое пастеризованное или стерилизованное;
  • масло коровье;
  • продукция растениеводства, полученная из тех видов сырья, у которых отсутствуют (не представлены на мировом рынке и не находятся на стадии разработки или внедрения) генетически модифицированные аналоги, например зелень петрушки, сельдерея, укропа, чеснок, тыква, бананы, шиповник, какао-порошок, пшено, гречневая крупа, овсяная крупа, фасоль, мука ржаная, лавровый лист, орехи (кроме арахиса) и др.;
  • дикорастущие растения и их плоды (клюква, брусника и т.п.);
  • вода питьевая;
  • мед натуральный;
  • соль пищевая.

В соответствии с п. 7.3 МУ 2.3.2.1917-04 и п. 4.11 МУ 2.3.21935-04, лабораторный контроль не проводится в отношении пищевой продукции, не содержащей белок или ДНК (экспертиза проводится только на основе представленной документации).

При организации контроля следует учитывать объемы мирового производства генетически модифицированных видов растительного сырья и микроорганизмов, а также результаты предыдущих исследований.

По результатам проведенных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" исследований на ГМО пищевых продуктов, трансгенная ДНК обнаруживалась в крайне малом количестве образцов, чаще всего – в таких продуктах, как: изоляты и концентраты соевого белка, майонез, полуфабрикаты рубленные из мяса, кулинарные изделия с мясными начинками, пельмени, соевая мука, концентрат бульонный. То есть, в основном, это продукты, содержащие продукты переработки сои. Случаев обнаружения ГМО в продукции растениеводства не было.

В 2006-2007 гг. Управлением было организовано проведение выборочных исследований проб пищевых продуктов, отобранных на объектах дошкольного и школьного питания города Москвы, на предмет наличия ГМО. Исследования более 60 проб продуктов, в том числе плодоовощной продукции, колбасных изделий для дошкольного и школьного питания показали отсутствие рекомбинантной ДНК, свидетельствующей о возможном наличии в продуктах ГМО, во всех пробах, кроме двух образцов рубленых изделий из рыбы одной дальневосточной компании. Случаев обнаружения трансгенной ДНК в овощах, фруктах, злаковых культурах также не было.

С учетом изложенного, при осуществлении систематического контроля за наличием ГМО в пищевых продуктах, используемых в дошкольном и школьном питании, целесообразно проводить лабораторные исследования только в отношении следующих видов пищевых продуктов:

  1. Колбасные изделия (включая колбасы, сосиски, сардельки, колбаски детские, ветчинные изделия и мясные гастрономические продукты), а также паштеты.
  2. Полуфабрикаты рубленых кулинарных изделий из мяса, птицы, рыбы (формованных изделий из фарша).
  3. Мясные консервы.
  4. Соусы и майонезы.
  5. Концентраты бульонные, супы быстрого приготовления.
  6. Соя и продукты ее переработки (включая соевое молоко, соевые соусы и майонезы, и любые продукты, произведенные с использованием соевого молока, соевого изолята и концентрата).
  7. Другие пищевые продукты, в составе которых (в соответствии с маркировкой на потребительской упаковке или транспортной таре) присутствует ингредиент, обозначенный как "растительный белок".

В отношении других видов продукции проведение массовых исследований на ГМО не оправдано, так как находки маркеров ГМО при их исследованиях носят случайный характер. Нецелесообразно проводить и систематические исследования пищевых продуктов, в которых содержание белков или ДНК составляет менее 0,9 % (например, растительного масла, сахара-рафинада и т.п.).

В соответствии с федеральным законодательством о качестве и безопасности пищевых продуктов и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за пищевой продукцией, полученной из/или с использованием сырья растительного происхождения или микроорганизмов, имеющих генетически-модифицированные аналоги, и ее оборотом в городе Москве, является Управление Роспотребнадзора по городу Москве.