Прочее


Готовимся к экзаменам: советы врача


Опять пришла пора школьных экзаменов, пора волнений и переживаний для каждого выпускника. Экзамены, пожалуй, с полным правом можно отнести к наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе. Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением для организма школьников. Весьма образно охарактеризовал состояние экзаменуемого знаменитый писатель Андре Моруа, выступая на съезде французских врачей: "Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх - сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение". Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания - все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние растущего организма.

Проведенные нами специальные исследования, которые заключались в оценке самочувствия более 600 школьников нескольких московских школ в период экзаменов, показали, что испытанию, и весьма серьезному, подвергаются не только знания, но и здоровье детей. Характер жалоб этих детей на самочувствие можно с полным основанием рассматривать как проявление стрессовой реакции на экзаменационную ситуацию. Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а именно, эти дети составляют сегодня большинство.

Специальными исследованиями доказано повреждающее воздействие экзаменационного стресса на основные показатели биологических ритмов у учащихся. При этом у школьников, отнесенных ко II и III  (/*)  группам здоровья, экзамены вызывают наиболее выраженные сдвиги, которые у здоровых подростков диагностируются лишь при очень высоких (близких к предельным) уровнях физических нагрузок. У половины детей сдача экзаменов сопровождается гипертоническими реакциями.

Особенно сильное стрессовое влияние экзаменов следует предполагать на учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями. К тому  же экзамены проводятся в самый неблагоприятный момент - в конце учебного года, когда утомление школьников наиболее выражено, что еще сильнее вредит их здоровью и самочувствию.

Сегодня отменены действовавшие ранее льготы об освобождении от  выпускных экзаменов лиц, страдающих серьезными заболеваниями. Однако для снижения риска обострения заболевания для этой категории выпускников предусмотрена  щадящая организации сдачи экзаменов.

Совершенно очевидно, что перед врачами,  педагогами и родителями  встает проблема охраны нервно-психического здоровья  школьников, осуществление продуманной системы психогигиенических мероприятий, в которой следует выделить  два направления: создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения  стрессовых ситуаций и  повышение  функциональных возможностей - стрессоустойчивости школьников.

Совет 1. Прежде всего, необходимо помочь подростку правильно распланировать время, отведенное на подготовку к экзамену, посоветовать как лучше распределить темы билетов по дням. Начать стоит с наиболее сложных, плохо усвоенных или подзабытых тем. Последний день перед экзаменом не должен быть напряженным. Подскажите  приемы рациональной работы с текстами учебников, напомните, как правильно вести опорный конспект, по сути, им является хорошая шпаргалка. Родители могут оказать существенную помощь в подготовке. Это может быть или совместный разбор трудной темы, или просьба коротко разъяснить какой-то вопрос, или пересказ главу учебника. Такая "репетиция" поможет особенно не очень уверенным в себе подросткам снять напряжение, покажет, что на самом деле он готов к ответу. Полезно готовиться к экзамену в паре, пересказывая друг другу пройденный материал. Трудные формулы, определения, сложно запоминаемые даты рекомендуем написать на листах бумаги и развесить по стенам комнаты. Сейчас многие используют для успешной подготовки к экзаменам компьютер.   В конце статьи мы приводим несколько простых упражнений, позволяющих снять усталость с глаз и шеи. Их можно использовать для снятия утомления и повышения работоспособности и тем,  кто не прибегает к помощи компьютера. Не забывайте проветривать комнату, поскольку гипоксия (пониженное содержание кислорода) мозга наряду с гиподинамией характерная особенность современных тинэйджеров.

Совет 2. Для поддержания работоспособности неокрепшему юношескому организму в период выпускных экзаменов  нужны совсем простые вещи: соблюдение режима труда, отдыха и сна, а также дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день, хотя бывают и исключения. Каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15-минутный перерыв, во время которого надо подвигаться, выполнить какую-то несложную домашнюю работу, потанцевать и т.п. Небольшие прогулки гигиенисты советуют проводить не меньше двух раз в день. Идеально, если продолжительность прогулки в день составит не менее 2 часов. Можно просто походить, поиграть в спортивные игры, покататься на роликах. Продолжительность сна должна составлять не менее 8-8,5 часов. Хорошим способом восстановления работоспособности может служить даже небольшой по продолжительности  дневной сон. Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за компьютером не менее, чем за час до сна. Особенно важно  хорошо выспаться накануне экзамена. Ночные бдения, как правило, не приносят большой пользы. А  снять нервное напряжение после сдачи экзамена помогут пешеходные прогулки в парке или лесу, плавание в водоеме или бассейне.

Совет 3. Питание должно быть адекватным.  Быстрорастворимые супы и пюре всасываются уже во рту, кишечник при этом отдыхает. В рационе выпускника  не должно быть высокорафинированных продуктов. Употребляйте в пищу мясо, рыбу, сыр и кисломолочные продукты. Есть нужно каждые 3-4 часа. Хоть в плотном графике подготовки к экзаменам и трудно выкроить время для еды, нужно помнить, что именно она дает силы для занятий. Ведь интенсивная умственная деятельность сжигает массу калорий (пожалуй, не меньше, чем физическая, а может, и больше). Во время экзаменов лучше всего придерживаться углеводистой пищи - сухофруктов-орехов.  Советуем включать  меню такие продукты как лимоны, бананы, репчатый лук, морковь, капуста.

И, наконец, несколько слов о любимом напитке миллионов. Конечно, кофе разгоняет нежелательный сон, однако он же повышает риск сердечных заболеваний, а также может вызвать мигрень. И тогда сильная головная боль помешает доучить  билеты. Не злоупотребляйте кофе!  Раз в день можно позволить себе пару квадратиков шоколада. Менее калорийное питание способствует лучшей работе мозга. Чтобы накопить силы для решительного мозгового штурма, питайтесь регулярно. Учитывая недостаточность витаминов в питании большинства детей и подростков и повышенную в них потребность в это непростое время, имеет смысл включать в рацион питания специальные витаминизированные продукты и витаминные препараты.  Еда «на нервах», когда в состоянии волнения подростки начинают уписывать за обе щеки, как правило, тем, что попадается по руки, не лучший способ утоления голода. Да и на экзамен не стоит отправляться с переполненным желудком. Легкий завтрак, в меню которого могут быть каша, йогурт, сок, особенно свежевыжатый, творог, сыр, будет хорошим подспорьем для успешного экзаменационного испытания.

Совет 4. Очень часто возникает вопрос – стоит ли прибегать к каким-нибудь стимуляторам, повышающим работоспособность и память. Этот вопрос лучше обсудить с врачом. Не следует прибегать к седативным средствам на спиртовой основе. Если есть необходимость – лучше заварить пустырник или валериану. Среди специальных средств, улучающих функции мозга, назвать глицин. Эта аминокислота, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, чем повышает его функции, устраняет повышенную раздражительность, слегка успокаивает, нормализует сон. Такое доступное средство как аромат свеженарезанного лимона, по мнению японских ученых, повышает работоспособность, устраняет сонливость даже у очень уставших и ослабленных людей.

Совет 5. В эту непростую для подростка пору взрослым следует помнить, что гораздо важнее сохранить физическое и психическое здоровье ребенка, чем получить непременную пятерку или заветную медаль ценой  будущего благополучия и счастья. Важно, чтобы выпускник твердо знал: какую бы отметку он не получил на экзамене, какая бы неудача его не постигла, любовь и вера в него родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен он будет сдавать увереннее и спокойнее.  Поддержка и  похвала (но в меру!) – то, в чем  особенно нуждаются подростки в экзаменационную пору.

Упражнения для поддержания зрительной и умственной работоспособности

Для глаз

  1. Обоими средними пальцами стимулируйте точки, расположенные с внутренней стороны глаза. При этом усилие пальцев направляйте к носу. Массаж выполняется в течение пяти минут.
  2. Помассируйте легким надавливанием точки, расположенные под нижним веком. По 5 нажатий обоими средними пальцами.
  3. Легко помассируйте глаза указательными и средними пальцами, чуть потягивая веки наружу. Средний палец не должен сильно давить на глаз. 5 массажных движений.
  4. Откройте глаза и поверните глазные яблоки по кругу - 5 раз по часовой стрелке, 5 раз против нее.
  5. Пальцы рук, сложенные вместе, перекрестить в центре лба. Ладони как раз накроют глазные впадины, полностью исключая доступ света и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя возможность свободно двигать веками. Подобное искусственное затмение, «пальминг», являясь одним из лучших упражнений для глаз, ускоряет процесс расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный  «пальминг» восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза.

Для шеи

  1. Медленно поверните голову вправо, потом влево. Повторите 4-6 раз. Затем проделайте то же движение в быстром темпе 8-10 раз.
  2. Медленно поверните голову, а затем откиньте ее назад. Повторите упражнение по 4 раза в каждую сторону.
  3. Наклоните голову в сторону так, чтобы она коснулась плеча. Упражнение выполняется 4-6 раз в каждую сторону. Не поднимайте плечи вверх.
  4. Наклоните голову сначала вправо, затем влево, каждый раз касаясь плеча ухом. Упражнения выполняются 4-6 раз в каждую сторону.
  5. Выполните вращение головой по часовой стрелке, затем против нее 6-10 раз в каждом направлении.
  6. Поставьте оба локтя на стол, подпирая нижнюю челюсть ладонями, положенными одна на другую. Вытолкните нижнюю челюсть руками вверх, затем опустите голову вниз. Упражнение выполняется 4-6 раз.


*/-  II группа здоровья наличие функциональных нарушений
   - III группа здоровья наличие хронических заболеваний