Окружающая среда


Воздушно-тепловой режим


Свежий воздух способствует усвоению питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Это естественно оказывает хорошее влияние на процессы роста и косвенно на создание специфического иммунитета.

В помещениях, где постоянно пребывают люди, воздух загрязняется. Например, анроповыбросами – выдыхаемым воздухом, в виде кишечных газов, выделений с поверхности кожи. Влияют и химические бытовые и производственные загрязнения. Это может быть от неправильного использования отделочных полимерных материалов, дезсредств, отсутствия или неисправности вытяжных устройств в лабораториях и мастерских, где производятся работы, сопровождающиеся выделением химических соединений, и др. Изменяются также и электрические свойства, ионный состав.

Параллельно с ухудшением ионного состава, в классных помещениях увеличивается концентрация углекислоты. Там же и запыленность воздуха, бактериальная загрязненность, особенно если к началу занятий были плохо проведены уборка помещений влажным способом и проветривание.

Загрязнение воздуха плохо влияет на организм ребенка и подростка. Химические загрязнения могут оказать аллергизирующее, раздражающее и даже токсическое воздействие. Такие антроповыбросы, как аммиак и ацетон, отрицательно влияют на функцию внешнего дыхания, приводят к снижению лизоцима в слюне, ослаблению ее бактерицидных свойств. Рефлекторное снижение легочной вентиляции вызывает состояние гипоксии, обусловливает изменение функционального состояния центральной нервной системы: ухудшается работоспособность, появляются головная боль, ощущение разбитости, вялости.

Одновременно с теми изменениями воздуха, о которых мы уже говорили, меняются и его физические параметры. А это влияет на теплообмен между организмом и внешней средой и может привести к нарушению теплового состояния, отражающего функцию сложной системы теплорегуляции, благодаря которой сохраняется, постоянство температуры тела. Последнее может быть обеспеченно при условии, что образование тепла (за счет химических реакций в скелетных мышцах и внутренних органах) полностью сбалансировано с его отдачей путем радиации, конвекции, испарения.

При недостаточной вентиляции вследствие выделения людьми тепла постепенно повышается температура воздуха помещения и одновременно снижается потеря тепла конвекцией и излучением, а так как единственной возможностью выделить избыток образующегося в организме тепла в этих условиях является потеря тепла при испарении пота с поверхности кожи, повышается потоотделение. В условиях высокой температуры окружающего воздуха потери влаги этим путем могут достигать 500 г в час и более. При повышении влажности воздуха помещения все более и более будет затрудняться испарение пота с поверхности кожи и, следовательно, все более и более будет уменьшаться теплоотдача в окружающую среду: нарушится состояние теплового равновесия организма и могут возникнуть явления перегревания.

Количество тепла, образующегося в организме, зависит от характера деятельности человека. Физические нагрузки на занятиях по физкультуре, труду, во время подвижных игр, спортивных развлечений вызывают активизацию обменных процессов, сопровождаются массивным теплообразованием и требуют условий для более активной теплоотдачи. Поэтому в детских и подростковых учреждениях для проведения подобных занятий предусматриваются специальные помещения, в которых расчетные параметры площади и объема выше, а температурные характеристики воздушной среды ниже, чем в помещениях для относительно спокойной учебно-воспитательной деятельности.

Большая чувствительность детей и подростков (в связи с возрастными особенностями теплорегуляции) к изменению микроклимата выдвигает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта помещений

Перечень требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях») направлены именно на обеспечение в общеобразовательных учреждениях условий для подачи в помещения достаточного количества чистого, незагрязненного воздуха, а также создания благоприятных для каждого вида деятельности микроклиматических условий.

С этой целью СанПиН 2.4.2.1178-02 содержит ряд конструктивных требований, а также нормируемые параметры микроклимата в помещениях, а именно: теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется.

В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°C.

При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40 - 60%.

Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°C.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°C. В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается.

Отдельные системы вытяжной вентиляции предусматриваются для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.

Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.

Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб.м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°C при их обычном остеклении и 19 - 21°C - при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских - 15 - 17°C;
- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18 - 20°C;
- в кабинетах информатики - оптимальная 19 - 21°C, допустимая 18 - 22°C;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17°C;
- в раздевалке спортивного зала - 19 - 23°C;
- в кабинетах врачей - 21 - 23°C;
- в рекреациях - 16 - 18°C;
- в библиотеке - 17 - 21°C,
- в вестибюле и гардеробе - 16 - 19°C.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40 - 60%.

Надо отметить, что благоприятные условия микроклимата и подача в помещения достаточного количества чистого, незагрязненного воздуха, комплексно обеспечиваются путем взаимодействия систем отопления и вентиляции, технические характеристики которых точно просчитаны для обеспечения оптимального взаимодействия в каждом конкретном случае. Причем при расчетах учитываются комплекс дополнительных факторов, например (вид оконных блоков, теплопроводные свойства материалов и конструкций и т.п. Практически любое «непродуманное» вмешательство в эту систему, без предварительной разработки проектной документации, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и повышает риск вредного воздействия на учащихся и сотрудников факторов внутришкольной среды.

Примерами таких «непродуманных» действий могут служить:

- перепланировки помещений,
- нарушение нормальной работы (демонтаж) вентиляционных решеток, вследствие проведенных ремонтных работ.
- замена существующих оконных блоков на стеклопакеты с пластиковыми оконными блоками.
- замена существующих отопительных приборов

С целью обеспечения достаточного притока чистого воздуха, в учебные помещения, действующие санитарные правила содержат требования по проведению дополнительного проветривания во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше + 5°C и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии обучающихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15 - 14°C проветривание зала следует прекращать.

По материалам журнала «СЭС. Информация по тел. 508-3383.