Технически сложные товары (в т.ч. бытового назначения)

Инфотека по защите прав потребителей

Обращение граждан. Отзывы о работе, пожелания, предложения, вопросы
Разделы инфотеки

Технически сложные товары (в т.ч. бытового назначения)

Размещен: 02.06.2014 г.

ПОКУПАЕМ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ ТОВАР


Ежедневно в отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» поступают обращения граждан с жалобами на нарушения продавцами их прав при продаже технически сложных товаров. В связи с этим, целью данной статьи является информирование граждан об основных аспектах купли-продажи данного вида товара и предупреждение возможных нарушений в данной сфере.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924 к технически сложным товарам относятся:

  1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
  3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
  5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
  7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
  8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
  9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
  10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
  11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
  12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

 

При покупке технически сложного товара потребитель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств  товара или демонстрации его действия.

Когда товар выбран и совершается покупка, продавец в соответствии с п. 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.1998 г. №55, должен  передать покупателю:

  1. комплект принадлежностей к товару;
  2. комплект документов, содержащий всю необходимую информацию о товаре, а также

о продавце и изготовителе:

  • технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи,
  • инструкция по эксплуатации,
  • сервисная книжка,
  • документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или   номерной агрегат,
  • другие документы.

3. кассовый или товарный чек

Проверьте правильность заполнения продавцом гарантийного талона: все графы должны быть заполнены и заверены печатью магазина.

 

!Обращаем внимание, в соответствии с Постановлением Правительства РФ  от 19.01.1998 г. № 55 технически сложные товары надлежащего качества не подлежат обмену или возврату.


Доставка и установка технически сложного товара

В соответствии с требованиями стандартов или технической документации, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), некоторые виды технически сложных товаров не могут быть установлены и подключены потребителем самостоятельно (например, некоторые виды стиральных машин, плиты, посудомоечные машины, духовые печи). Согласно пунктам 7, 52 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.1998 г. №55 продавец обязан осуществить сборку и (или) установку (подключение) такого товара на дому у покупателя. Указанные работы могут производиться на возмездной и безвозмездной основе (если стоимость работ включена в цену товара). Если продавец не оказывает указанные услуги по сборке и (или) установке товара, то он обязан довести до покупателя информацию об организациях, выполняющих данные работы.

По усмотрению продавца доставка товара может осуществлять как платно, так и бесплатно. В соответствии с п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров, в случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

Гарантийный срок товар

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Если товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, гарантийный срок исчисляется со дня такой установки (подключения). Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

 

Если в технически сложном товаре обнаружен недостаток

Согласно ст. 18 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»  при обнаружении недостатка в технически сложном товаре в течение первых пятнадцати дней с момента передачи товара потребителю, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств за него либо предъявить требование о замене на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение двадцати дней.

Требование о возврате денежных средств подлежит удовлетворению в течение десяти дней.

Если недостатки в товаре обнаружены по истечении пятнадцатидневного срока, то потребитель имеет право претендовать лишь на гарантийный ремонт товара. При этом срок ремонта не должен превышать 45 дней. По окончании ремонта потребителю следует взять документ о том, какой именно недостаток был устранен.

Необходимо отметить, что требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств (п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Т.е переустановка продавцом программного обеспечения в товаре рассматривается как осуществление ремонта в товаре.

По истечении пятнадцати дней возврат денежных средств, уплаченных за товар, либо замена товара возможны, если:

  • в товаре обнаружен существенный недостаток (неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
  • нарушен срок устранения недостатков в товаре;
  • невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (как то: расходы на оплату юридических услуг и т.д.).

Согласно ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» на период ремонта или замены технически сложного товара, продавец обязан по требованию покупателя в трехдневный срок безвозмездно предоставить ему товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, а также обеспечить доставку товара потребителю. Однако данное правило распространяется не на все технически сложные товары.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 закреплен «Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара», в который входят:

  1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
  2. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами);
  3. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары).

Порядок действий потребителя

Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, импортеру) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями (к претензии прикладываются копии всех необходимых документов, например кассового чека, товарного чека, гарантийного талона и т.п.).

При получении претензии потребителя (в течение гарантийного срока) продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу).

Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1  «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

При передаче товара для проведения проверки качества, потребителю необходимо получить акт, где должно быть указано с какой целью и в каком состоянии принимается товар.

Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.

Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами - оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если экспертиза установит, что недостатки товара являются производственными, продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование. Если экспертиза установит, что недостатки в товаре являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение.

Экспертиза проводится аккредитованным экспертом, по результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.

В том случае, если гарантийный срок истек или не был установлен (но не прошло двух лет со дня покупки), потребитель имеет право предъявить одно из вышеуказанных требований, но бремя доказывания того, что недостатки в товаре являются производственными, лежит на потребителе. То есть, если потребитель не получил удовлетворения своего требования, он должен за свой счет провести экспертизу качества данного товара. Если экспертиза установит, что недостатки являются производственными, то потребитель будет вправе требовать удовлетворения своего требования и возмещения убытков (затрат на проведение экспертизы).




Список всех материалов ИНФОТЕКИ