Инфотека по защите прав потребителей

Обращение граждан. Отзывы о работе, пожелания, предложения, вопросы

Размещен: 26.05.2017 г.

Платные медицинские услуги. Выбор организации


Сейчас в нашей стране активно развивается как предоставление помощи в рамках обязательного медицинского страхования, так и платная медицина. Возмездное оказание медицинских услуг, по определению Конституционного суда Российской Федерации, представляет собой реализацию гарантируемой в России свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Потребитель имеет право знать, чем нужно руководствоваться при обращении в медицинскую организацию за платной помощью. Как показывает практика, одним из важных вопросов был и остается договор на оказание платных медицинских услуг, регламентирующий наши права и обязанности.

                                     

Информация для пациента

Все медицинские организации обязаны предоставить гражданам бесплатную, достоверную и доступную информацию, включающую в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы и перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости. Наряду с этим они сообщают об условиях предоставления и получения данных услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также дают информацию о квалификации и сертификации специалистов.

Медицинская организация (исполнитель) обязана предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

е) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

ж) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Медицинская организация (исполнитель) предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи обязательные для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг (ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

         Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

- этапы оказания медицинской помощи;

- правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

- стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

- рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

- иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

        Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения

- медицинских услуг;

- зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

- медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

- компонентов крови;

- видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

- иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи (информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство);

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Нередко администрации медицинских организаций полагают, что требование о предоставлении информации - это простая формальность. Однако неисполнение данного требования может повлечь за собой негативные последствия для медицинского учреждения. В соответствии со ст. 732 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В случае, если предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной или недостаточно полной, информации об услуге стало причиной приобретения услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, последний вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

         Потребитель вправе обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с жалобой на нарушение прав потребителей при оказании платных медицинских услуг. При этом необходимо учитывать, что начиная с 01.01.2017 проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки медицинской организации по обращению потребителя возможно при условии, что пациент предварительно обращался с претензией непосредственно в медицинскую организацию и ответа на нее не последовало или указанные требования не были удовлетворены   (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; п. 26 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

         С жалобами на качество оказанной медицинской помощи следует обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).




Список всех материалов ИНФОТЕКИ