Инфотека по защите прав потребителей

Обращение граждан. Отзывы о работе, пожелания, предложения, вопросы

Размещен: 23.08.2017 г.

О правах потребителей, связанных c расторжением договора о реализации туристского продукта, ввиду угрозы здоровью туристов в Турецкой Республике


О правах потребителей, связанных c расторжением договора о реализации

туристского продукта, ввиду угрозы здоровью туристов в Турецкой Республике

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оказания туристских услуг в Российской Федерации, являются:

•    Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

•    Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-1);

•    Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации "

     (далее - Закон № 132-ФЗ);

•    Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 № 452 (далее – Правила).

Каждый турист в соответствии с положениями статьи 6 Закона № 132-ФЗ при подготовке к путешествию и во время его совершения имеет право на обеспечение своих потребительских прав.

Качественная туристская услуга

Качество туристских услуг в Российской Федерации определяется ст.4 Закона № 2300-1, в соответствии с которой потребителю (туристу, иному гражданину, заказывающему туристическую услугу) оказывается услуга, качество которой соответствует договору о реализации туристского продукта.

Кроме того, оказанная услуга должна быть безопасна для жизни, здоровья потребителя и членов его семьи, а также не причинять вред его имуществу.

С правом потребителя на безопасность туристской услуги неразрывно связано его право на информацию. Очень часто безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет турфирма при заключении договора. Любая информация об услуге должна быть доведена до потребителя на русском языке.

Обращаем внимание, что все требуемые пожелания к качеству туристской услуги должны быть включены в письменный договор на туристическое обслуживание.

Каждый турист в соответствии с положениями статьи 6 Закона № 132-ФЗ при подготовке к путешествию и во время его совершения имеет право на обеспечение своих потребительских прав.

Правовые основы обеспечения безопасности туристов в странах временного пребывания закреплены статьей 14 Закона № 132-ФЗ. Согласно положениям указанной статьи, в случае появления официального сообщения уполномоченного органа (Ростуризма) о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их здоровью, турист (экскурсант) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия «туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

При этом информация уполномоченного органа о наличии в стране временного пребывания угрозы безопасности здоровью туристов фактически является свидетельством очевидного ухудшения условий путешествия, указанных в договоре, что и позволяет требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при его заключении (ст. 10 Закона №132-ФЗ, ст. 451 ГК РФ).

Данное требование об изменении или расторжения договора о реализации туристского продукта может быть заявлено в досудебном порядке и в судебном порядке.

В соответствии с п. 2 статьи 452 ГК РФ «требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок».

Установленное Законом № 132-ФЗ специальное право туриста (экскурсанта) на расторжение договора никак не может быть обременено какими – либо штрафными санкциями со стороны туроператоров (турагентов), поскольку реализация потребителем своего законного права не является проявлением какой - либо недобросовестности в рамках обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В этой связи необходимо отметить, что гражданско – правовые последствия реализации потребителем своего права, основанного на взаимосвязанных положениях статей 10 и 14 Закона № 132-ФЗ, не тождественны праву и обязательствам потребителя, установленным пунктом 1 статьи 782 ГК РФ и статьей 32 Закона № 2300-1. При этом как и в случае с правами потребителей, основанными на положениях статей 10 и 14 Закона № 132-ФЗ, за реализацию потребителем своего права, установленного статьей 32 Закона № 2300-1, туроператор (турагент) также не вправе взимать какие-либо штрафы, а при наличии на этот счет в договоре соответствующего условия, оно будет свидетельствовать о нарушении субъектом туроператорской (турагентской) деятельности требований статьи 16 Закона № 2300-1.

Таким образом, с учетом вышеизложенного:

1) туроператор (турагент) не имеет законных оснований препятствовать потребителям в их праве на досудебное предъявление требований, связанных с расторжением (изменением) договора о реализации туристского продукта по причинам, названным в статьях 10, 14 Закона № 132-ФЗ, в том числе в виде встречного требования (в любой форме) уплатить разного рода штрафы;

2) при расторжении до начала путешествия по требованию потребителя договора о реализации туристского продукта по причинам, названным в статьях 10, 14 Закона № 132-ФЗ, туроператоры (турагенты) не вправе удерживать фактически понесенные ими расходами, ссылаясь на статью 32 Закона № 2300-1 и/или условия договора на этот счет, поскольку обстоятельства, свидетельствующие о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их здоровью, являются самостоятельным (отдельным) основанием для расторжения договора, которое не ставится ни в какую зависимость от расходов, понесенных туроператором.             

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Прием граждан ведется по предварительной записи по телефону, а также через официальный сайт Центра, раздел «Защита прав потребителей».

Адрес: 129626, г. Москва, Графский пер., д.4, корп. 2, 3, 4

тел.: 8(495) 687-39-61

e-mail: fguz@mossanepid.ru

http://www.mossanexpert.ru

Часы работы:

пон.-пятн. с 9-00 до 17-30

 




Список всех материалов ИНФОТЕКИ