Инфотека по защите прав потребителей

Обращение граждан. Отзывы о работе, пожелания, предложения, вопросы

Размещен: 11.04.2018 г.

Дистанционная торговля. Товар не соответствует заказу (договору).


Дистанционная торговля. Товар не  соответствует заказу (договору).

В настоящее время особую популярность среди потребителей приобретает дистанционный способ продажи товаров, который имеет свои отличительные особенности, по сравнению с продажей товаров в магазине. Учитывая особенности заказа товаров в интернет -магазине, телемагазине, по каталогам и прочим видам дистанционной торговли существует вероятность наличия отличий товара, купленного и доставленного потребителю, от товара, изображенного на картинке. Также достаточно часто встречается доставка товара, качество которого, не соответствует заявленному. При этом в месте получения покупателю предлагают оплатить и забрать товар, а затем осуществить возврат.

Основные положения дистанционной торговли регулируются  ст. 26.1  Закона  РФ от 07.02.1992№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1)и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила продажи).

Предложение продавца о продаже товара с его подробным описанием, ценой, порядком доставки и расчетов, обращенное к неопределенному кругу лиц, считается публичной офертой.

До заключения договора потребителю должна  быть предоставлена информация:

·           об основных потребительских свойствах товара;

·         об адресе (месте нахождения) продавца (должно быть указание на сайте, в документации, прилагаемой к товарам);

·         о месте изготовления товара;

·         о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя);

·         о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;

·         о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Обращаем внимание! Запрещена передача товаров покупателю, не соответствующих предварительной договоренности, тем более, если такая передача сопровождается требованием об оплате этого товара.

Товар может быть приобретен в месте нахождения продавца, но, как правило, в договоре определяются условия и порядок, а также сроки доставки товара покупателю. В этом случае продавец обязан доставить товар в место, указанное покупателем, а если это место не определено, то в место его жительства. Если в договоре срок доставки не определен, товар должен быть передан в разумный срок, а при неисполнении этого - в 10 или 7-дневный срок со дня предъявления требования покупателя.

       В момент доставки до потребителя должна быть доведена информация,  предусмотренная ст.10 Закона от 07.02.1992№ 2300-1 «О защите прав потребителей», а также сведения о порядке и сроках возврата товара. Данная информация должна предоставляться в письменной форме.

Несоответствие заказу.

            В случае, если при получении товара потребителем обнаружено несоответствие заказу (например, отличие оттенка), то данный недостаток нельзя классифицировать как «товар ненадлежащего качества» или «другой товар». В данном случае товар будет являться товаром надлежащего качества и именно тем товаром, который заказывал потребитель. У потребителя есть два варианта решения сложившейся ситуации. Первый - принять товар того цвета, марки, артикула, который он заказывал, но немного другого оттенка, оплатить его и начать пользоваться. Второй - воспользоваться своим правом на возврат товара надлежащего качества, которое гарантировано потребителю как покупателю ст. 26.1 Закона от 07.02.1992№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 21  Правил продажи.

            Обращаем внимание! У потребителя есть право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Не стоит забывать и об ограничениях по возврату: у товара должен быть сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Недостаток товара.

В случае, если при получении товара потребителем обнаружено несоответствие заказу (например, отсутствие комплектующей, другой товар, некачественный товар, другая модель и т.д.), то данный недостаток можно классифицировать как недостаток товара. В случае передачи потребителю товара с недостатком, он имеет право на предъявление следующих требований:

· безвозмездное устранение недостатков;

· соразмерное уменьшение покупной цены;

· замена на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

· отказ от исполнения договора и возврат денежных средств, уплаченный за товар.

Данные требования могут быть предъявлены, если обнаруженные в товаре недостатки не были оговорены продавцом.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

· обнаружение существенного недостатка товара;

· нарушение установленных Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

· невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Зачастую спор между продавцом и покупателем возникает из-за прямого отказа продавца выполнить  требования потребителя, игнорирование его требований. Ну и самый мягкий способ завуалированного отказа - обещает выполнить требования, но ничего не предпринимает для этого.

Претензионный порядок.

В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель должен не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.

Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Все претензии к продавцу необходимо оформить письменно, в двух экземплярах, и направить в адрес продавца с требованием о расторжении договора купли – продажи и возврате денежных средств. Вручить ее необходимо в двух экземплярах лично продавцу, получив в своем экземпляре отметку о принятии (печать, подпись, дата), либо направить ее по почте России на юридический адрес продавца заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

В случае невозможности разрешения спора с продавцом в досудебном порядке, данная ситуация подлежит разрешению исключительно судом (часть 1 статьи 11 ГК РФ), в связи с тем, что требования носят имущественный характер (возврат денежных средств).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона №2300-1 Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона №2300-1 при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается в  соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 вЃ 




Список всех материалов ИНФОТЕКИ