Основы защиты прав потребителей

Услуги ЖКХ

Размещен: 05.10.2020 г.


Приборы учета. Поверка и замена прибора учета воды


В соответствии с п.34 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан обеспечивать проведение поверок «в сроки, установленные технической документацией на прибор учета ….».

Из вышеуказанного следует, что межповерочный интервал устанавливается заводом-изготовителем и фиксируется в техническом паспорте к изделию.

Срок эксплуатации и технические характеристики приборов учета воды могут различаться. Установленные в техническом паспорте межповерочные интервалы для отечественных приборов учета воды, как правило, составляют 6 лет для счётчиков холодной воды и 4 года — для счётчиков горячей воды. Межповерочные интервалы для импортных счётчиков могут предполагать более длительные периоды.

Срок поверки прибора учета воды (межповерочный интервал) начинает исчисляться с момента его первичной поверки, то есть с момента изготовления, а не приобретения или установки.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102 «Об обеспечении единства измерений», поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, потребитель может самостоятельно выбрать организацию для проведения поверки, уточнив у них наличие аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений.

Поверка приборов учета воды может производиться в специализированной лаборатории либо на дому без снятия прибора.

В случае демонтажа прибора, потребитель должен предварительно проинформировать исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета («д» п. 34 Правил коммунальных услуг).

Начисление платы за пользование водой на период поверки производится исходя из усредненного расхода потребления в порядке, предусмотренном п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг.

Если по результатам поверки прибор признан пригодным к применению, поверитель делает соответствующую отметку в заводском паспорте или свидетельстве о поверке. Потребителю необходимо предоставить исполнителю услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Если по результатам поверки прибор учета признан непригодным к применению, то выписывается извещение о непригодности к применению.

Также необходимо отметить, что исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).

Замена прибора учета воды

В соответствии с п.81(13) Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Обращаем внимание, установленный прибор учета после его ремонта, замены, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Рекомендации потребителю

1. Периодичность поверки зафиксирована в техническом паспорте прибора, копия которого находится у исполнителя коммунальных услуг. Соответственно, информацию о том, что необходимо провести поверку прибора или признать прибор неисправным, может давать только исполнитель услуг, т.е. Ваша управляющая компания, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация.

2. Если Вам поступают звонки представителей сторонних организаций, настаивающих на необходимости поверки, переустановки прибора учета и т.п. следует с осторожностью относиться к подобным заявлениям и ориентироваться только на информацию в техническом паспорте прибора учета (в том числе, в акте ввода прибора учета в эксплуатацию).

3. Дополнительные разъяснения по вопросам установки приборов учета можно получить в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.