Основы защиты прав потребителей

Мебель

Размещен: 05.10.2020 г.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ МЕБЕЛИ НА ЗАКАЗ


В настоящее время оформить заказ на изготовление мебели можно в точке продажи мебели (в магазине), либо дистанционно через сайт продавца. При приобретении мебели на заказ потребитель должен знать, как защитить свои права, если они нарушены изготовителем.

Договор на изготовление мебели

При приобретении мебели на заказ потребитель заключает договор на проектирование и изготовление мебели в письменном виде, который должен содержать следующие условия.

1.   Место нахождения (адрес) и фирменное наименование изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей.

2.   Подробное описание мебели (наименование, артикул, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара).

3.   Сроки его исполнения (срок доставки (передачи) мебели).

4.   Порядок оплаты (100% предоплата или частичная).

5.   Сведения о замерщике.

6.   Место доставки мебели, указанное покупателем, а также стоимость доставки.

7.   Условия о сборке и установке, их стоимость.

8.   Ответственность продавца за нарушение условий договора.

9. Подробное описание мебели (указывается в спецификации, являющейся приложением к договору).

10. Гарантийные обязательства (ремонт мебели).

          При заключении договора не менее важным документом является дизайн-проект (эскиз) мебели, где описываются размеры и цветовая гамма мебели в определенном помещении (конкретная комната, кухня). Дизайн-проект должен быть подписан представителем продавца и на нем должна быть проставлена печать организации.

На практике потребитель может столкнуться с ситуацией, когда продавец избегает подписания договора и ограничивается лишь чеком или иным финансовым документом. Закон это допускает, но отсутствие договора, в котором прописаны все условия его исполнения, может привести к негативным для покупателя последствиям в случае необходимости предъявления претензии.

Помимо сведений, указанных в договоре, продавец обязан предоставить потребителю информацию о функциональном назначении мебели; материалах, из которых она изготовлена и т.д.

Получение мебели

Правилами продажи отдельных видов товаров предусмотрены особенности продажи мебели, в соответствии с которыми сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором. В момент доставки мебели должен быть подписан акт приема-передачи мебели, и в случае необходимости, акт о выполненных работах по сборке мебели.

Если мебель доставили в разобранном виде, необходимо осмотреть упаковку, проверить количество предметов и сверить с накладной. В случае, если потребитель намерен осуществлять сборку и установку своими силами, в присутствии сотрудников продавца необходимо вскрыть упаковку каждого предмета, детали, части комплекта.

При обнаружении недостатков в мебели (наличие царапин, несоответствие цвета, размера и т.д.), отсутствии отдельных частей и деталей мебельного комплекта составляют акт, где описывают все выявленные при приеме недостатки. Иногда на этом же акте приема-передачи делают соответствующую запись с указанием выявленных недостатков, претензий к качеству мебели, отсутствием отдельных частей и деталей.

ВАЖНО! Подписав акт сдачи-приемки изделия, потребитель подтверждает свое согласие не только с фактом доставки и получением комплектации, но и соглашается с качеством мебели. В случае несоответствия качества потребителю необходимо сделать соответствующие отметки в акте сдачи-приемки, либо не принимать товар.

Обращаем внимание, что доставка мебели, как правило, осуществляется иной специализированной организацией,имеющей пригодные для этих целей оборудование, транспортные средства и квалифицированный персонал. В случае порчи мебели во время транспортировки за обнаруженные недостатки в товаре отвечает организация-перевозчик, поэтому при получении мебели потребителю следует внимательно ознакомиться визуально с товаром (при необходимости вскрыть упаковки) и, только после этого, подписать акт или поставить соответствующие пометки о наличии недостатков в товаре.

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы

При обнаружении недостатков выполненной работы по изготовлению мебели потребитель вправе по своему выбору в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ №2300-1)потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если:

- в установленный договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем;

- им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Убытки возмещаются в сроки, установленные ст. 31 Закона РФ №2300-1.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).

Потребителю следует помнить, что в случае обнаружения дефекта в течение гарантийного срока, Закон РФ №2300-1 обязывает исполнителя провести проверку качества (экспертизу) работы (услуги) за свой счет.

Обязанность по доказыванию качества услуги лежит на исполнителе (изготовителе). Исполнитель (изготовитель) обязан провести экспертизу некачественно оказанной работы. В случае несогласия потребителя с результатом экспертизы исполнителя (изготовителя), он вправе обратиться в независимую экспертную организацию для проведения исследования. Если результаты независимой экспертизы потребителя будут отличаться от результатов экспертизы продавца исполнителя (изготовителя), то потребитель вправе оспорить заключение продавца исполнителя (изготовителя) в судебном порядке.

Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено по истечении двух лет со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах срока службы или в течение десяти лет, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Права потребителя при нарушении срока изготовления мебели

В случае, если исполнитель (изготовитель), получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором на изготовление мебели размере, не исполнил обязанность по передаче изготовленной мебели потребителю в установленный таким договором срок, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ №2300-1 потребитель по своему выбору вправе:

- назначить подрядчику новый срок сдачи работы;

- поручить ;выполнение работы третьим лицам за разумную цену и потребовать от подрядчика возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены за выполненные работы;

- отказаться от исполнения договора о выполнении работы.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена выполненной работы договором о выполнении работ не определена - общей цены заказа.

Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы.

Размер неустойки пени определяется, исходя из цены выполнения работы, а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Вышеуказанные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя

Порядок действий потребителя

Если потребитель оказался в ситуации, когда мебель была изготовлена с недостатками или сроки изготовления были нарушены, то ему необходимо обратиться к исполнителю (изготовителю) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах.

К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих изготовление мебели (кассовый чек, товарный чек, договор на изготовление мебели, гарантийный талон и т.п.) у исполнителя (изготовителя). Один экземпляр претензии передается исполнителю (изготовителю), а на втором он делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию.

В случае невозможности передать претензию исполнителю (изготовителю) лично потребителю необходимо отправить ее на юридический адрес исполнителя (изготовителя) по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Получив претензию, исполнитель (изготовитель) должен известить потребителя о своем решении в письменной форме. Срок рассмотрения претензии – 10 дней (ст. 31 Закона РФ №2300-1).

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии в адрес исполнителя (изготовителя), в случае его отказа удовлетворить требования потребителя, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ №2300-1).