Основы защиты прав потребителей

Игрушки

Размещен: 10.09.2020 г.


ПРАВИЛА ОБМЕНА/ВОЗВРАТА ДЕТСКИХ ИГРУШЕК


В настоящее время, несмотря на разнообразие детских игрушек,родители нередко оказываются в ситуации, когда даже тщательно выбранная в магазине дорогостоящая игрушка не понравилась ребенку или же имеет какие-либо недостатки, которые проявились при эксплуатации. В этом случае у потребителя возникает необходимость обращения к продавцу, чтобы обменять или возвратить игрушку. Поэтому, потребителю необходимо владеть информацией, как правильно осуществить обмен или возврат детских игрушек.

Возврат/обмен детских игрушек надлежащего качества

Согласно статье 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»(далее – Закон РФ №2300-1)потребитель в течение 14 дней, не считая день покупки, вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

  • ВАЖНО! Электронная игрушка надлежащего качества не подлежит возврату или обмену (п. 11 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», установленного Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55(далее – Правила продажи отдельных видов товаров).

Возврат товара надлежащего качества возможен в случаях если:

  • сохранены его товарный вид и потребительские свойства;

  • сохранен документ, подтверждающий факт и условия покупки товара у продавца.

ВАЖНО! Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара (свидетельские показания, запись с камер видеонаблюдения)(ст. 25 Закона РФ №2300-1).

Возврат/обмен детских игрушек, приобретенных дистанционным способом

Дистанционный способ приобретения товаров включает в себя покупку по каталогам, проспектам, буклетам, фотоснимкам, посредством почтовой связи, через Интернет, телевидение, в общем, то, что не предусматривает возможность непосредственного ознакомления покупателя с образцом игрушки.

Этот способ продажи регулируется ст. 26.1 Закона РФ №2300-1, а также Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом).

В данном случае предусматривается возможность вернуть или обменять любую качественную детскую игрушку, которая не подошла покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 7 дней, а если продавцом в письменном виде не был предоставлен документ, содержащий информацию о порядке и сроках возврата качественной детской игрушки, срок продлевается до 3 месяцев.ВАЖНО: На покупку детских игрушек дистанционным способом не распространяется правило о невозможности возврата или обмена электронных игрушек надлежащего качества, которые не подошли покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

При отказе покупателя от детских игрушек продавец должен возвратить денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за вычетом расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.

Права потребителя при обнаружении недостатков в товаре

В случае передачи потребителю товара с недостатком (ненадлежащего качества), он имеет право на предъявление следующих требований:

  • безвозмездное устранение недостатков;

  • соразмерное уменьшение покупной цены;

  • замена на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • отказ от исполнения договора и возврат денежных средств, уплаченных за товар.

Данные требования могут быть предъявлены, если обнаруженные в товаре недостатки не были оговорены продавцом.

В отношении технически сложного товара (например,детские электронные игрушки) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков в течение пятнадцати дней со дня передачи вправе:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;

  • предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

По истечении пятнадцатидневного срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;

  • нарушение установленных Законом РФ №2300-1 сроков устранения недостатков товара;

  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Разрешаем спор

В случае возникновения разногласий с продавцом потребителю необходимо написать претензию в двух экземплярах. К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара (кассовый чек, товарный чек, гарантийный талон и т.п.) у продавца.

ВАЖНО! Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (ст. 25 Закона РФ №2300-1).

Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором он делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию.

В случае невозможности передать претензию продавцу лично потребителю необходимо отправить ее на юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своем решении в письменной форме. Срок рассмотрения претензии – 10 дней (ст. 22 Закона РФ №2300-1).

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии в адрес продавца, в случае его отказа удовлетворить требования потребителя, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ №2300-1).