Основы защиты прав потребителей

Мебель

Размещен: 10.11.2020 г.


ПРИОБРЕТЕНИЕ МЕБЕЛИ. ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ.


Для каждого человека большую роль играет интерьер помещения, именно он формирует жизненный настрой, независимо от возраста человека. К вопросу приобретения мебели необходимо подходить очень тщательно еще и с точки зрения ее безопасности для здоровья.

В современном мире при изготовлении мебели чаще всего используется не натуральное дерево, а древесно-стружечные плиты (ДСП), древесноволокнистые плиты (ДВП) и мелко-дисперсионные фракции (МДФ). ДСП и ДВП получают путем одновременного прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Для производства таких плит чаще всего используют синтетические связующие на основе фенолоформальдегидных и карбамидоформальдегидных смол (искусственные смолы), реже используют магнезит или цемент. Стружку и опилки связывают клеями и различными герметиками. Готовую плиту покрывают лаком. При этом все перечисленные компоненты являются химическими веществами. Нарушение технологического процесса в производстве мебели может в последующем привести к выделению в изделии избыточного количества химических веществ - органических растворителей (мономеров), таких как формальдегид, стирол, метилметакрилат, бензол, ксилол, толуол, бутилацетат, этилацетат, а также фенол, метанол, аммиак, гексаметилендиамин, толуилендиизоцианат, эпихлоргидрин и пр.

Чтобы предотвратить выделение химических веществ в окружающую среду, все щитовые поверхности (кромки, функциональные крепежи) мебельного изделия должны быть облицованы и закрыты заглушками.

Требования к качеству и безопасности мебели регламентируются Техническим Регламентом Таможенного Союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 г. № 32 (далее - ТР ТС 025/2012). В соответствии с ТР ТС 025/2012 из мебели допускается миграция вредных химических веществ в окружающую среду в предельно допустимых концентрациях (ПДК). Таким образом, мебель может содержать и выделять в окружающую среду летучие вещества, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное действие на организм человека, но только в количествах, не превышающих установленных ТР ТС 025/2012.

При выборе мебели покупателю следует помнить, что обменять или возвратить в течение 14 дней качественные комплекты мебели и мебельные гарнитуры нельзя. Это ограничение установлено Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).

Что делать потребителю, чтобы не стать обладателем некачественной мебели?

          В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон РФ) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о

товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Таким образом, чтобы приобрести мебель, соответствующую государственным стандартам, потребителю перед покупкой необходимо ознакомиться с характеристиками и качеством приобретаемого изделия, с подробной инструкцией по эксплуатации от производителя, а также изучить маркировку и разделы спецификации: «область применения», «правила и условия безопасного и эффективного использования». Сопроводительная документация на мебельное изделие кроме товарного знака, названия и адреса фирмы-изготовителя должна содержать рекомендации фирмы-изготовителя по применению, в том числе, температурный режим эксплуатации, возможность установки рядом с отопительным оборудованием и нагревательными приборами.

Покупая мебель, потребителю необходимо знать: площадь всех плоскостей мебельных щитов (гарнитура), не должна превышать 1м2 на 1м3 объема помещения. Таким образом, если в комнате площадью 12 м 2 разместить вдоль стены шкаф-купе, трюмо, тумбы и кровать, то в рассматриваемом помещении будет наблюдаться явное превышение нагрузки на площадь этого помещения и выделение химических соединений даже не превышающее нормативное значение (ПДК) будет сильно – концентрированным в маленьком помещении.

Действия потребителя при получении изделия службой доставки.

Правила продажи мебели, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 устанавливают, что сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не прописано в заключенном между сторонами договоре. В момент доставки мебели должен быть подписан акт приема-передачи мебели (акт о выполненных работах).

При доставке мебели (в собранном / разобранном виде) потребителю необходимо распаковать изделие и внимательно осмотреть его, так как служба доставки чаще всего привозит не выставленные в торговых залах изделия, а выполненные на заказ или хранящиеся на складе производителя. В таких случаях, мебель имеет более сильный не выветрившийся запах. Также покупателю следует проверить количество предметов и сверить с накладной. В случае, если потребитель намерен осуществлять сборку и установку своими силами, в присутствии службы доставки необходимо вскрыть упаковку каждого предмета, детали, части комплекта.

При обнаружении в момент приемки недостатков в мебели (наличие царапин, несоответствие цвета, размера, химического запаха и т.д.), потребитель составляет акт, где описывает все выявленные при приемке недостатки (акт о выявленных недостатках товара). Иногда на этом же акте приема-передачи (акте выполненных работ) делают соответствующую запись с указанием выявленных недостатков, претензий к качеству мебели.

ПОМНИТЕ! Подписав акт сдачи-приемки изделия, Вы подтверждаете свое согласие не только с фактом доставки и получением комплектации, но и соглашаетесь с качеством изделия. В случае несоответствия качества – делайте соответствующие отметки в акте сдачи-приемки, либо не принимайте изделие.

Права потребителя при обнаружении недостатков в мебельном изделии.

Если потребитель оказался в ситуации, когда ему была передана мебель с недостатками (химический запах), он должен направить в адрес продавца письменную претензию с указанием своих требований. В соответствии со ст. 18 Закона РФ потребитель имеет право требовать:

•       замены на товар этой же марки (модели);

•       замены на товар другой марки (модели) с перерасчетом цены;

•       уменьшения покупной цены;

•       безвозмездное устранение недостатков купленного товара;

•       расторгнуть договор купли-продажи с возвратом денежных средств.

Потребителю следует помнить, что в случае обнаружения дефекта в течение гарантийного срока, Закон РФ обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества (экспертизу) за свой счет.

Согласно ГОСТ 19917-2014 «Межгосударственный стандарт. Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия» (далее ГОСТ19917-2014), ГОСТ 16371-2014 «Межгосударственный стандарт. Мебель. Общие технические условия» (далее ГОСТ 16371-2014), Постановление Правительства РФ №55 гарантийный срок при розничной продаже мебели через торговую сеть исчисляют со дня продажи мебели, при изготовлении по заказу – со дня получения её потребителем. Гарантийный срок мебели для сидения и лежания составляет 18 мес., для бытовой корпусной мебели – 24 мес. (ГОСТ 19917-2014). Для мебели детской корпусной и детской для сидения и лежания этот срок составляет соответственно 12 и 18 мес. (ГОСТ 16371-2014). Указанные в ГОСТах гарантийные сроки мебели не являются обязательными. Установление гарантийного срока изготовителем (исполнителем) является его правом, а не обязанностью.

Как потребителю доказать, что полученная им мебель является некачественной?

Обязанность по доказыванию качества товара лежит на продавце. Продавец обязан провести экспертизу некачественного образца. В случае несогласия потребителя с результатом экспертизы продавца, он вправе обратиться в независимую экспертную организацию для проведения исследования. Если результаты независимой экспертизы покупателя будут отличаться от результатов экспертизы продавца, то потребитель вправе оспорить заключение продавца в судебном порядке.

При этом необходимо отметить, если недостаток в мебели обнаружен по истечении гарантийного срока, то в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В этом случае экспертиза должна быть проведена потребителем самостоятельно.

Требования к лабораторным исследованиям мебели.

Достаточно часто потребитель, чтобы доказать, что мебель имеет химический запах, заказывает в лаборатории исследование проб воздуха в помещении, в котором находится мебельное изделие. Обращаем Ваше внимание, что в случае обнаружения в воздухе превышения предельно допустимых концентраций химических веществ, данное исследование является лишь косвенным доказательством того, что запах исходит от мебели, и судом во внимание принято не будет в связи с тем, что в воздухе могут быть химические вещества, выделяемые строительными и отделочными материалами.

Экспертиза образца мебельного изделия должна проводиться в лаборатории в специальной климатической камере при следующих заданных показателях: температура воздуха - (23 + 0,5) 0С, насыщенности - (1,0 + 0,05 - мебель корпусная; 0,3 + 0,015 –

мебель для сидения и лежания) м2/м3, скорость воздухообмена - (1,00 + 0,05) 1/ч, относительная влажность воздуха - (50 + 3) %.

Только результат данного исследования может быть учтен судом при принятии решения о нарушении продавцом права потребителя, выразившегося в передаче некачественной мебели.

          Порядок действий потребителя

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии в адрес продавца, в случае его отказа удовлетворить требования потребителя (обмен, возврат), потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ и статьей 17 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»). К исковому заявлению покупателю следует приложить копии следующих документов: договор купли-продажи (изготовления), акты экспертиз, претензию.

          Чтобы избежать покупки некачественной мебели, потребителю следует выбирать производителей, которые подтвердили качество своего товара. Гарантийными документами, которые подтверждают соответствие товара нормам и стандартам, являются сертификаты качества или декларация соответствия.

          Сертификация мебели - это основная процедура для получения сертификатов качества и проведения декларирования мебели. Подтверждение соответствия товара нормам качества является важнейшим процессом, который призван обезопасить потенциального покупателя от небезопасного и низкокачественного товара. Мебельная продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Отсутствие маркировки свидетельствует о том, что данная мебель может быть изготовлена в ближайшем подвале или гараже, и производитель данного вида мебели не хочет отвечать за качество изготовленной продукции.

          В нашей стране действует ряд государственных и негосударственных экспертных органов, которые занимаются исследованием качества и безопасности мебели. Требования к сертификации довольно строги, поэтому любая мебель, прошедшая данную процедуру, является высококачественной, и при этом имеет официальное документальное подтверждение. По итогам исследования производитель или поставщик получает специальный сертификат, подтверждающий, что мебель отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и не представляет опасности для здоровья.

          Покупателям следует обязательно требовать у продавца (производителя) показать сертификат качества. Его наличие говорит о высоком качестве материалов, из которых изготовлена мебель, то есть косвенно подтверждает и качество самого изделия.

          В случае покупки мебели дистанционным образом (через сеть Интернет), покупателю следует тщательно изучить на сайте информацию о фирме-производителе (продавце), которая позволит его идентифицировать: ИНН, адрес места нахождения, телефон и т.д. Также потребителю следует почитать отзывы о продавце. Добросовестный изготовитель не будет скрывать от всеобщего обозрения гарантийные документы, так как сертифицированной продукцией он повышает свою конкурентоспособность.

          Наличие сертификата качества или декларации соответствия – это и есть гарантия того, что продавец в случае выявления дефектов исполнит свои обязательства по замене товара или возврата денежных средств.

          ПОМНИТЕ! Качественная мебель должна быть не только красивой, но и безопасной.