Основы защиты прав потребителей

Мебель

Размещен: 11.09.2020 г.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ МЕБЕЛИ


Приобрести готовую мебель можно в магазине или дистанционным способом.

При покупке мебели в магазинах покупатели имеют возможность ознакомиться с демонстрируемыми образцами, оценить материал, качество, удобство эксплуатации, размеры и т.д. Этот способ покупки называется продажей товаров по образцам.

При выборе мебели в магазине покупателю следует помнить, что в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров),обменять или возвратить в течение 14 дней качественные комплекты мебели и мебельные гарнитуры нельзя.

Обменять или потребовать возвратить деньги можно только в случае приобретения единичного товара (диван, стол, кресло и т.д.).

При покупке мебели дистанционным способом потребитель визуально выбирает товар по каталогам, проспектам, буклетам, фотоснимкам, посредством почтовой связи, через Интернет, телевидение, т.е. таким способом, который не предусматривает возможность непосредственного ознакомления покупателя с образцом мебели.

В данном случае предусматривается возможность вернуть или обменять любую качественную мебель (комплекты, единичный товар), которая не подошла покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 7 дней, а если продавцом в письменном виде не была предоставлена техническая документация, содержащая информацию о порядке и сроках возврата качественной мебели, срок продлевается до 3-х месяцев.

При отказе покупателя от качественной мебели, приобретенной в магазине или дистанционным способом, продавец должен возвратить денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за вычетом расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.

Договор купли-продажи мебели

При покупке мебели заключается договор в письменном виде, который должен содержать следующие условия.

1.   Место нахождения (адрес) и фирменное наименование изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей.

2.   Подробное описание мебели (наименование, артикул, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара).

3.   Сроки его исполнения (срок доставки (передачи) мебели).

4.   Порядок оплаты (100% предоплата или частичная).

5.   Место доставки мебели, указанное покупателем, а также стоимость

доставки.

6.   Условия о сборке и установке, их стоимость.

7.   Ответственность продавца за нарушение условий договора.

8.   Гарантийные обязательства (ремонт мебели).

На практике потребитель может столкнуться с ситуацией, когда продавец избегает подписания договора и ограничивается лишь чеком или иным финансовым документом. Закон это допускает, но отсутствие договора, в котором прописаны все условия его исполнения, может привести к негативным для покупателя последствиям в случае необходимости предъявления претензии.

Помимо сведений, указанных в договоре, продавец обязан предоставить потребителю информацию о функциональном назначении мебели; материалах, из которых она изготовлена и т.д. 

Получение мебели

Правилами продажи отдельных видов товаров предусмотрены особенности продажи мебели, в соответствии с которыми сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором. В момент доставки мебели должен быть подписан акт приема-передачи мебели, и в случае необходимости, акт о выполненных работах по сборке мебели.

Если мебель доставили в разобранном виде, необходимо осмотреть упаковку, проверить количество предметов и сверить с накладной. В случае, если потребитель намерен осуществлять сборку и установку своими силами, в присутствии сотрудников продавца необходимо вскрыть упаковку каждого предмета, детали, части комплекта.

При обнаружении недостатков в мебели (наличие царапин, несоответствие цвета, размера и т.д.), отсутствии отдельных частей и деталей мебельного комплекта составляют акт, где описывают все выявленные при приеме недостатки. Иногда на этом же акте приема-передачи делают соответствующую запись с указанием выявленных недостатков, претензий к качеству мебели, отсутствием отдельных частей и деталей.

ВАЖНО! Подписав акт сдачи-приемки изделия, потребитель подтверждает свое согласие не только с фактом доставки и получением комплектации, но и соглашается с качеством мебели. В случае несоответствия качества потребителю необходимо сделать соответствующие отметки в акте сдачи-приемки, либо не принимать товар.

Обращаем внимание, что доставка мебели, как правило, осуществляется иной специализированной организацией,имеющей пригодные для этих целей оборудование, транспортные средства и квалифицированный персонал. В случае порчи мебели во время транспортировки отвечает за обнаруженные недостатки в товаре организация-перевозчик, поэтому при получении мебели потребителю следует внимательно ознакомиться визуально с товаром (при необходимости вскрыть упаковки), и, только после этого, подписать акт или поставить соответствующие пометки о наличии недостатков в товаре.

Права потребителя при обнаружении недостатков в мебели

В случае обнаружения недостатков в мебели в период гарантийного срока потребитель имеет право предъявить продавцу, изготовителю (уполномоченной им организации или индивидуальному предпринимателю) либо импортеру одно из требований, предусмотренных ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ №2300-1).

Потребителю следует помнить, что в случае обнаружения дефекта в течение гарантийного срока, Закон РФ №2300-1 обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества (экспертизу) за свой счет.

Обязанность по доказыванию качества товара лежит на продавце. Продавец обязан провести экспертизу некачественного образца. В случае несогласия потребителя с результатом экспертизы продавца, он вправе обратиться в независимую экспертную организацию для проведения исследования. Если результаты независимой экспертизы потребителя будут отличаться от результатов экспертизы продавца, то потребитель вправе оспорить заключение продавца в судебном порядке.

При этом необходимо отметить, если установленный на мебель гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки в мебели обнаружены по истечении гарантийного срока, то в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ №2300-1 потребитель вправе предъявить продавцу требования о возврате или обмене, если докажет, что недостатки в мебели возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Права потребителя при нарушении срока передачи мебели

В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, то в соответствии со ст. 23.1 Закона РФ №2300-1 потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению в случае, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Порядок действий потребителя

            Если потребитель обнаружил недостатки в мебели, сроки передачи товара нарушены, то ему необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах.

К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара (кассовый чек, товарный чек, договор купли-продажи, гарантийный талон и т.п.) у продавца. Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором он делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию.

В случае невозможности передать претензию продавцу лично потребителю необходимо отправить ее на юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своем решении в письменной форме. Срок рассмотрения претензии – 10 дней (ст. 22 Закона РФ №2300-1).

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии в адрес продавца, в случае его отказа удовлетворить требования потребителя, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ №2300-1).