Основы защиты прав потребителей

Строительные материалы и изделия

Размещен: 13.11.2020 г.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Каждый человек мечтает об уютной и комфортной обстановке в своем жилище. Чтобы преобразить давно обжитую квартиру или сделать ремонт в новостройке у потребителя возникает необходимость в различных строительных материалах. Ассортимент строительных материалов на потребительском рынке достаточно широк и представлен как отечественной, так и импортной продукцией. Покупателю порой сложно ориентироваться в выборе необходимого товара, поэтому часто возникают ситуации, когда товар имеет недостатки или потребитель хочет вернуть излишки товара и т.д.

Информация о товаре

Исходя из ст. 8, 9, 10 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1)при выборе строительных материалов и изделий потребителю в магазине продавцом должна быть представлена подробная информация об изготовителе с указанием юридического адреса, информация о товаре должна содержать сведения о материале, отделке, марке, типе, размере, сорте и других основных показателях, характеризующих товар, который вы покупаете, а также о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара. На строительные материалы в определенной комплектности (садовые домики, хозяйственные постройки и др.) потребителю должна быть представлена информация, содержащая сведения о наименовании и количестве изделий, входящих в комплект, степени и способах их обработки (наличие и способ пропитки, влажность и способ сушки и др.).

Статья 12 Закона РФ № 2300-1предусматривает меры ответственности продавца за представление неполной или недостоверной информации о товаре.

Обмен/возврат строительных материалов

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки (ст. 25 Закона РФ № 2300-1).

Обмен строительных материалов надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

При получении товара покупателю должны быть выданы товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, основные показатели, характеризующие данный товар, количество товара, и относящаяся к товару документация изготовителя. Отсутствие товарного чека, в котором прописана информация о качестве и количестве товара, может привести к негативным для покупателя последствиям в случае необходимости предъявления претензии.

ВАЖНО! Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (ст. 25 Закона РФ №2300-1).

При покупке строительных материалов и изделий, которые отпускаются на метраж покупателю надо быть очень внимательным с выбором цвета, размера, габарита, так как строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые и напольные покрытия и др.), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели) и другие аналогичные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат(п. 4 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного Постановлением Правительства от 19.01.1998 г. №55(далее – Правила продажи отдельных видов товаров).

При этом при продаже строительных материалов (например, напольная плитка, паркет) поштучно или в объеме, кратном упаковке, право потребителя на обмен/возврат такого товара предусмотрено Законом, если указанный товар не был в употреблении и сохранен его товарный вид.

Права потребителя при обнаружении недостатков в строительных материалах

В соответствии со ст. 18 Закона РФ №2300-1потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При возврате потребителем строительных материалов с недостатками, продавец или изготовитель обязаны принять товар ненадлежащего качества и, в случае необходимости, провести проверку качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона РФ №2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (ст. 14 Закона РФ №2300-1).

Нарушение срока доставки товара

В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ №2300-1 в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не передал товар потребителю в установленный договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом втечение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Разрешение спора

В случае возникновения разногласий с продавцом потребителю необходимо подготовить письменную претензию в двух экземплярах.К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара (кассовый чек, товарный чек, договор купли-продажи, гарантийный талон и т.п.) у продавца. Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором он делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию.

В случае невозможности передать претензию продавцу лично потребителю необходимо отправить ее на юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своем решении в письменной форме. Срок рассмотрения претензии – 10 дней (ст. 22 Закона РФ №2300-1).

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии в адрес продавца, в случае его отказа удовлетворить требования потребителя, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ №2300-1).