Основы защиты прав потребителей

Культурно-массовые мероприятия

Размещен: 22.12.2020 г.


Права потребителей при отмене культурно-массовых мероприятий


В связи с принятыми изменениями в Закон Российской Федерации от 09.10.1992           № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее – Закон       № 3612-1), реализацией билетов (абонементов, экскурсионных путевок) на проводимые организациями исполнительских искусств зрелищные мероприятия могут заниматься сами эти организации, а также уполномоченные ими лица на основании договора. Другим лицам заниматься реализацией билетов запрещено. Исключение - однократная продажа гражданином собственного билета (абонемента или экскурсионной путевки) по цене, не превышающей указанной в них цены. 

Отмена (замена, перенос) мероприятия

  1. В случае отмены, замены либо переноса, проводимого организацией исполнительских искусств по его инициативе, возмещается полная стоимость билета организацией (исполнительских искусств либо уполномоченным лицом), у которого был приобретен билет, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на данное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению полной стоимости билета.

  2. В случае отказа потребителя от посещения, проводимого организацией зрелищного мероприятия потребитель имеет право при возврате билета:

  • не позднее чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета;

  • менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 процентов цены билета;

  • менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 процентов цены билета;

  • в случае отказа потребителя от посещения, проводимого организацией зрелищного мероприятия по причинам, менее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия организация вправе не возвращать посетителю стоимость билета.

В случае отказа потребителя от посещения, проводимого организацией мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью потребителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, возврат билета потребителем осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации.

 

ВАЖНО! В настоящее время, в период борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-2019, на территории Российской Федерации введен ряд ограничений деятельности музеев, театров, филармоний, цирков и иных организаций исполнительских искусств, а также организаций, осуществляющих публичную демонстрацию фильмов (Приказ «О деятельности находящихся в ведении Минкультуры России организаций в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»).

Внимание! В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 г. № 830 изменилось положение, по которому организации исполнительских искусств и музеи (далее - организации) отменяют зрелищные мероприятия или переносят дату их проведения. Речь идет о случаях, когда, например, введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В этой связи установлен специальный алгоритм действий по обмену приобретенных билетов или возврату денежных средств.

Согласно изменениям, при переносе мероприятий организации, могут предложить посетителю один из следующих вариантов:

  • Посетить перенесенное мероприятие по ранее приобретенному билету;

  • Обменять билет на ваучер, который затем даст право получить новый билет на это же мероприятие.

При обмене ваучера на новый билет условия посещения перенесенного мероприятия должны быть сопоставимы с теми, которые гарантировались при покупке первоначального билета. Речь идет, в частности, о диапазоне видимости и категории мест (ряд, зона, сектор, уровень зрительного зала). Если это невозможно, организацией с согласия посетителя предоставляется билет на лучших условиях без доплаты. По новым правилам организации должны провести перенесенные мероприятия не позднее 18 месяцев с даты отмены соответствующего режима.

Основанием для возврата денежных средств, в соответствии с изменениями, является только отмена зрелищного мероприятия. Мероприятие считается отмененным в случае, если организация:

  • Не определила новую дату и время в течение 6 месяцев с даты отмены, например, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

  • Не разместила информацию об этом на своем сайте.

В случае отмены мероприятия организация должна вернуть полную стоимость приобретенных билетов.

При отмене мероприятий организация исполнительных искусств либо уполномоченное лицо (агент) обязано вернуть денежные средства в течение 180 дней с даты обращения потребителя. При этом неважно, сделал он это через сайт, на котором купил электронный билет, или обратился другим способом.

Согласно изменениям, потребитель может потребовать вернуть ему деньги в течение следующего времени с даты отмены соответствующего режима:

  • 6 месяцев (если мероприятие было отменено);

  • 9 месяцев (если оно было перенесено, но организация исполнительских искусств своевременно не определила дату и время его проведения).

Претензионный порядок

В случае возникновения конфликтной ситуации, связанной с возвратом денежных средств (замены билета), необходимо обратиться в адрес организации исполнительских искусств либо уполномоченному лицу (агенту) с письменной претензией, в которой следует описать сложившуюся ситуацию и указать свои требования. К претензии необходимо приложить копии документов, имеющих отношение к существу вопроса. Вручить претензию необходимо в двух экземплярах лично, получив в своем экземпляре отметку о принятии (печать, подпись, дата), либо направить ее на юридический адрес организации исполнительских искусств, либо уполномоченному лицу (агенту) по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

При невозможности разрешения спора в досудебном порядке, данная ситуация подлежит разрешению исключительно судом (ч. 1 ст. 11 Гражданский Кодекс Российской Федерации). В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

По вопросам получения консультации в области защиты прав потребителей обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по телефону: 8 (495) 687-39-61, электронная почта: fguz@mossanepid.ru.