Основы защиты прав потребителей

Продажа лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения

Размещен: 22.12.2020 г.


ПОКУПКА ЛЕКАРСТВ ОНЛАЙН


Необходимость дистанционной продажи лекарственных препаратов возникла в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-2019.

В целях обеспечения доступности лекарственных препаратов для населения, 03.04.2020 г. внесены поправки в Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61), которые устанавливают возможность дистанционной продажи безрецептурных лекарственных препаратов.

Ключевым нововведением Федерального закона № 61 стало закрепление права аптечных организаций осуществлять торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом, но с некоторыми оговорками – как относительно продаваемых лекарственных препаратов, так и в части требований к аптечным организациям и специфики такой продажи.

В частности, дистанционную продажу лекарственных препаратов вправе осуществлять аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора).

В числе прочего запрещается продажа наркотических, психотропных лекарственных препаратов, в которых объемная доля этилового спирта превышает 25%. Рецептурные лекарственные препараты являются исключением, однако в условиях чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить временный порядок дистанционной торговли некоторыми из них, что позволит продавать дистанционно и часть рецептурных лекарственных препаратов.

Новый механизм дистанционной продажи лекарственных препаратов только сейчас начинает полноценную реализацию. Порядок осуществления дистанционной торговли лекарственными препаратами и их доставка регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 г. № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом» (далее – Постановление № 697).

 

При приеме заказа уполномоченный работник аптечной организации должен:

  1. Проинформировать потребителя о показаниях к применению приобретаемого им лекарственного препарата, его цене, сроке годности, условиях отпуска, правилах хранения, взаимодействии с другими лекарственными препаратами.

  2. Заключить договор розничной купли-продажи с условием доставки, указав в нем срок формирования, стоимость заказа и его доставки, возможность получения товара по месту нахождения аптечной организации либо доставки потребителю на дом или по указанному им адресу, а также способ оплаты заказа. При этом в случае оплаты заказа в безналичной форме (за исключением оплаты с помощью банковской карты) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки.

  3. Согласовать с потребителем необходимость представления документов, подтверждающих качество лекарственных препаратов, при их доставке вне места нахождения аптечной организации.

 

Права и обязанности потребителя при получении заказа:

  1. Проверить целостность упаковки.

  2. Самостоятельно вскрыть упаковку.

  3. Сверить содержимое заказа с описью вложения.

  4. Проверить отсутствие повреждений вторичной и первичной упаковок лекарственного препарата.

  5. Обратить внимание на надлежащий вид лекарственного препарата (при возможности). И только после этого потребитель вправе подписать необходимые документы, подтверждающие получение заказа.

В числе прав у потребителя имеется также возможность отказаться от доставленного лекарственного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только услуга по доставке.

Если доставка заказа произведена в установленные договором купли-продажи сроки, но заказ не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с потребителем, на условиях, предусмотренных договором купли-продажи.

 

Что делать, если в приобретенном лекарственном препарате обнаружены недостатки?

В случае доставки лекарственного препарата ненадлежащего качества/несоответствие заказанному по количеству или составу, потребитель вправе вернуть его работнику, осуществляющему доставку, без оплаты доставленного лекарственного препарата и (или) услуги по его доставке и (или) потребовать надлежащего исполнения заказа.

Лекарственный препарат ненадлежащего качества считается таковым в том случае, если не соответствует показателям качества, установленными нормативно-правовыми актами (далее – нпа). В большинстве случаев потребитель не может самостоятельно определить является ли лекарственный препарат надлежащего качества или нет. Исследования на соответствие требованиям нпа осуществляются экспертными организациями, аккредитованными в области контроля качества лекарственных препаратов. Подробнее с информацией можно ознакомиться на сайте Росздравнадзора по ссылке http://roszdravnadzor.ru/brugs/qualitycontrol (контроль качества эффективности и безопасности лекарственных препаратов).

Обращаем внимание потребителей, что биологически активные добавки к пище (БАД), являясь дополнительными источниками биологически активных веществ, в том числе аминокислот, пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ, способствуют ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, оптимизации пищевого рациона, но не могут использоваться для лечения каких-либо заболеваний, так как не являются лекарственными препаратами.

В случае нарушения прав при покупке лекарственных препаратов, потребителю следует направить письменную претензию в адрес продавца (изготовителя). Вручить претензию необходимо в двух экземплярах лично продавцу (изготовителю), либо отправить ее на юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если продавец (изготовитель) отказывает в рассмотрении претензии, потребитель вправе направить жалобу в Росздравнадзор.