Основы защиты прав потребителей

Продажа продовольственных товаров

Размещен: 08.10.2020 г.


ПРИОБРЕТЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ-АКТИВНЫХ ДОБАВОК


В последние годы имеется тенденция к росту числа лиц, употребляющих БАД, в то же время потребители часто сталкиваются с покупкой некачественных БАД, а также нарушениями при их продаже.

Обращения граждан, поступающие в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и Управление Роспотребнадзора с жалобами на нарушения при продаже БАД чаще всего касаются распространения БАД путем осуществления обманных действий. Это выражается в доведении до потребителей заведомо ложной информации о БАД (введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, эффективных результатов от применения и др.).

Так как в качестве обманутых приобретателей БАД, как правило, фигурируют люди преклонного возраста, в том числе инвалиды, склонные легко поддаваться настойчивым уговорам, то подобного рода обращения свидетельствуют о целенаправленных и явно умышленных противоправных действиях.

Эти обращения касаются в основном дистанционной (разносной) продажи БАД, а также не предоставления (или предоставления недостоверной) информации о продавце, изготовителе БАД.

На потребительском рынке Российской Федерации находится в обороте более 7500 БАД отечественного и импортного производства.

Биологически активные добавки в соответствии с ФЗ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Закон №29-ФЗ) являются составной частью пищевых продуктов.

Биологически активные добавки (БАД) - природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.

Важно помнить, что БАД не являются лекарственным средством (препаратом) и не используются для лечения различного рода заболеваний.

 

Информация о БАД должна содержать:

  • наименование БАД, и в частности (товарный знак изготовителя (при наличии);

  • обозначение нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД;

  • состав БАД, с указанием ингредиентного состава в весовом или процентном выражении;

  • сведения об основных потребительских свойствах БАД;

  • сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;

  • указание, что БАД не является лекарством;

  • дата изготовления, срок годности;

  • условия хранения;

  • информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;

  • место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

Вышеуказанная информация доводится до сведения потребителей в любой доступной для прочтения потребителем форме.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» при реализации биологически активных добавок, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья) потребителю должна быть предоставлена информация о противопоказаниях при отдельных видах заболеваний.

 

Розничная купля-продажа БАД.

В соответствии с п.7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50, розничная торговля БАД может осуществляться только в:

  • аптечных учреждениях (аптеки, аптечные киоски и другие),

  • специализированных магазинах по продаже диетических продуктов,

  • продовольственных магазинах (специальные отделы, секции, киоски).

Продажа биологически активных добавок дистанционным способом - по каталогам, проспектам, буклетам, фотоснимкам, посредством почтовой связи, через Интернет, телевидение, а также иным подобным способом, не представляющим возможность непосредственного ознакомления покупателя с образцом товара, не допускается. Также, в связи с тем, что БАД относятся к пищевым продуктам, разносная (вне стационарных мест) торговля БАД (на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах) запрещена. Данное положение содержится в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…».

Покупка БАД с рук несет в себе угрозу приобретения фальсифицированного препарата, и поэтому, приобретая БАД в неустановленных для этого местах, потребитель рискует не только своими деньгами, но и здоровьем. Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке.

Не допускается реализация БАД:

  • не прошедших государственную регистрацию;

  • с истекшим сроком годности;

  • при отсутствии надлежащих условий реализации;

  • без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;

  • при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Реклама биологически-активных и пищевых добавок.

Отмечаются многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов, используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД, указывая область применения, не соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации.

Законодательство о рекламе предусматривает требования, которые должны соблюдаться при рекламировании биологически активных добавок.

В частности, ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон №38-ФЗ) в статье 25 содержит положение о том, что при рекламировании БАД не должно быть указания на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни. Реклама БАД не должна создавать впечатления, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. В рекламе БАД не должны содержаться ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшение их состояния в результате применения БАД, а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок. Цель этого законодательного запрета - исключить самолечение.

Мера ответственности продавцов за нарушения в сфере торговли БАД 

Ответственность за нарушения при продаже БАД предусмотрена:

1)   Статьей 14.7 «Обман потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 статьи 14.10, ч. 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2)   Статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3)   Реализация БАД, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, может повлечь уголовную ответственность.

Обращаем внимание! При выявлении незаконной продажи БАД, потребитель вправе напрямую обратиться с жалобой в территориальный отдел Роспотребнадзора, расположенный по месту нахождения продавца, предоставив документированные материалы, подтверждающие правоотношения с продавцом, а также сведения о продавце (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, его место осуществления деятельности (фактический или юридический адрес).