Основы защиты прав потребителей

Продажа продовольственных товаров

Размещен: 28.10.2020 г.


Порядок действий потребителя при нарушении его прав при покупке продовольственных товаров.


В продовольственных магазинах при выборе и покупке товаров потребители могут столкнуться с рядом обстоятельств, которые являются грубым нарушением правил торговли и положений Закона РФ «О защите прав потребителей».

К типовым нарушениям можно отнести:

1. Продажа товаров без указания обязательной информации.

ВАЖНО! Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения:

  • Наименование продукта;

  • Информация об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, "концентрированный", "восстановленный", "сухой", "молотый", "копченый" и иные.). Нанесение на пищевые продукты надписи "Экологически чистый" не допускается;

  • Наименование и местонахождение изготовителя;

  • Товарный знак изготовителя (при наличии);

  • Масса нетто, или объем, или количество продукта; для жидких фасованных продуктов указывают объем, для других продуктов - массу нетто. Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (например: в сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульоне и другой), помимо общей номинальной массы нетто должна быть указана номинальная масса нетто основного компонента.

  • Состав продукта;

  • Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);

  • Рекомендации по приготовлению готовых блюд обязательны для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов;

  • Условия хранения пищевых продуктов; условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других). Для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки.

  • Срок годности и срок хранения;

  • Срок реализации пищевого продукта;

  • Дата изготовления и дата упаковывания.

Помните, что отсутствие какого-либо из вышеуказанных сведений является основанием для привлечения продавца к административной ответственности.

2. Продажа уцененных товаров и с истекшим сроком годности.

Товары с просроченным сроком годности могут нанести вред жизни и здоровью. Не стоит покупать такие товары, а об имеющихся фактах их реализации необходимо сообщать в Управление Роспотребнадзора по городу Москве либо в территориальные отделы с приложением необходимых документов (заявления продавцу, фотоматериалов и т.п.) для применения к продавцам мер административного наказания.

ВАЖНО! На продукты питания изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Срок годности исчисляют с даты изготовления. Он может быть указан следующим образом: "Годен... (часов, суток, месяцев или лет)", "Годен до... (дата)", "Использовать... (употребить) до... (дата)".

3. Продажа некачественных товаров.

Что такое некачественный товар?

  • не соответствует требованиям нормативных документов;

  • имеет явные признаки недоброкачественности;

  • не соответствует представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

  • не имеет установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

  • не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

В случае обнаружения недостатков в продовольственном товаре (при условии соблюдения режима хранения) покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. 

При обращении к изготовителю, продавцу, либо в надзорные органы с претензией (жалобой) на качество пищевых продуктов необходимо указать: изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара, чтобы можно было отобрать для проведения экспертизы пищевые продукты в соответствии с требованием нормативных документов.

4. Продажа товаров по цене, объявленной на кассе (в чеке) не соответствующей ценнику.

ВАЖНО! Изготовитель, продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию о цене предлагаемого товара в рублях. 

В магазинах ценник на товаре (стеллаже) является публичной офертой, поэтому продавец обязан продать Вам товар  именно по цене, которая в этой оферте  указана. Даже если покупка совершена и пробит чек, продавец обязан вернуть покупателю разницу.

Если Вы столкнулись с таким нарушением, и продавец отказывается вернуть разницу оплаченной стоимости товара и цены, указанной на ценнике, то необходимо изложить свои требования в виде письменной претензии в адрес администрации, а также в Книге отзывов и предложений.

В случае отказа администрации магазина вернуть денежные средства, Вы вправе обратиться с жалобой в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве по месту нахождения продавца, приложив к обращению копию кассового чека, фотографию ценника (забирать его нельзя),   копию претензии в адрес продавца (либо фото жалобы в книге отзывов и предложений), а также в суд по своему месту жительства.

 

5. Установление продавцом различной стоимости товара в зависимости от способов их оплаты.

ВАЖНО!При оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Продавец не вправе устанавливать дополнительные проценты при оплате товара (услуги) посредством наличных денежных средств, а не банковской картой и наоборот.

В случае нарушения установленного права потребителя необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г.Москве по месту нахождения организации с указанием ее юридического наименования