Основы защиты прав потребителей

Финансовые услуги

Размещен: 28.10.2020 г.


ОПЛАТА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ЧЕРЕЗ ТЕРМИНАЛ. СОВЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ


Жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы для оплаты товаров, услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг.

Деятельность по приему денежных средств через терминал осуществляется платежными агентами.

Отношения между потребителем и платежным агентом регулируются Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее ФЗ «О деятельности платежных агентов»), а также Законом «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей).

В целом участниками отношений, которые возникают при расчете через терминалы, являются плательщик, поставщик и платежный агент.

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым перечисляется плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Деятельность платежных агентов можно рассматривать как вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

В соответствии со ст.ст., 8, 10 Закона о защите прав потребителей, ст. 4 ФЗ «О деятельности платежных агентов» платежный агент установивший терминал, при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

  1. адрес места приема платежей;

  2. наименование и место нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

  3. наименование поставщика;

  4. реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

  5. размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

  6. способ подачи претензий;

  7. номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

  8. адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен обеспечивать в автоматическом режиме предоставление плательщикам вышеуказанной информации, а также печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

В случае, если указанные сведения не доводятся до потребителя в момент совершения платежа, следует воздержаться от пользования данными платежными терминалами, так как в дальнейшем потребитель может столкнуться с трудностями, например при необходимости подачи претензии платежному агенту.

Если после совершения платежа потребителю не выдан кассовый чек, следует обратиться к платежному агенту по номеру, указанному на экране терминала, и потребовать выдачи документа, подтверждающего произведенный платеж (например, справка), а при получении отказа сообщить о данном факте в налоговые органы, так как это является нарушением требований к применению контрольно-кассовой техники (ст. 14.5 Кодекса РФ об административных нарушениях).

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (ст. 5 ФЗ «О деятельности платежных агентов»).

Кассовый чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование документа;

  2. наименование оплаченного товара (работы, услуги);

  3. общую сумму принятых денежных средств;

  4. размер комиссии;

  5. дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

  6. адрес места приема денежных средств;

  7. наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его ИНН;

  8. номера контактных телефонов поставщика и платежного агента.

Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

Потребителю следует знать, что в соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 3 ФЗ «О деятельности платежных агентов» обязательство физического лица по оплате товаров (работ, услуг) перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту (т.е. внесения в терминал).

В случаях, если платеж по каким-либо причинам не поступил, потребителю необходимо проинформировать поставщика о том, что он своевременно произвел оплату и потребовать предоставления оплаченного товара (работы, услуги), предоставив копию кассового чека, а также обратиться с официальной письменной претензией в адрес платежного агента, с приложением копий кассового чека.

Потребитель в претензии вправе потребовать от платежного агента перечисления денег поставщику в назначенный им срок, уменьшения суммы комиссионного вознаграждения, возмещения понесенных им расходов (например, возмещения суммы комиссии при повторном перечислении денежных средств, через терминал, который принадлежит иному платежному агенту), а также вправе отказаться от исполнения договора.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается платежному агенту, другой остается у потребителя и в случае обращения в суд является доказательством обращения к ответчику). На экземпляре потребителя представитель платежного агента должен поставить отметку о получении претензии. В случае отказа платежного агента принять претензию, ее можно направить по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения - начало исчисления срока исполнения требований).

В случае отказа платежного агента от решения вопроса в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд (в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей).