Основы защиты прав потребителей

Продажа продовольственных товаров

Размещен: 09.09.2020 г.


Защита прав потребителей при покупке продовольственных товаров


Продавец и изготовитель обязаны довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информацию для потребителя представляют на русском языке непосредственно с пищевым продуктом на упаковке (потребительской таре), этикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов согласно требованиям технических регламентов, и содержать следующие сведения:

  • Наименование продукта.

  • Информация об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, "концентрированный", "восстановленный", "сухой", "молотый", "копченый" и иные.). Нанесение на пищевые продукты надпись "Экологически чистый" не допускается.

  • Наименование и местонахождение изготовителя.

  • Товарный знак изготовителя (при наличии).

  • Масса нетто, или объем, или количество продукта (для жидких фасованных продуктов указывают объем, для других продуктов - массу нетто.Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (напри-мер: в сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульоне и другой), помимо общей номинальной массы нетто должна быть указана номинальная масса нетто основного компонента).

  • Состав продукта.

  • Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).

  • Условия хранения пищевых продуктов (условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других). Для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки.

  • Срок реализации пищевого продукта.

  • Дата изготовления и дата упаковывания.

  • Срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям.

Помимо предоставления обязательной информации продавец должен соблюдать условия хранения товаров в торговом зале, температурный и режим товарного соседства. Для этого во всех предприятиях торговли продовольственных магазинов должны быть специальные зоны для товаров, должны быть термометры в рабочем состоянии, сопроводительные документы на товар, подтверждающие его безопасность.

Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

В организациях торговли запрещается реализация продукции, которая:

  • не соответствует требованиям нормативных документов;

  • имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

  • не соответствует представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

  • не имеет установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

  • не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты признаются некачественными не подлежат реализации, - утилизируются или уничтожаются.

В законодательстве представлен исчерпывающий перечень последствий продажи товара ненадлежащего качества.

В случае покупки товара ненадлежащего качества, потребителю в первую очередь необходимо определить, какое требование он будет предъявлять в связи с выявленным нарушением.

Так, потребитель имеет право предъявить продавцу одно из следующих требований:

  • о замене на товар этой же марки;

  • о замене на аналогичный товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение двадцати дней.

  • о соразмерном уменьшении покупной цены.

  • вместо предъявления вышеуказанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной.

Данные требования подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления.

Обратите внимание, что продовольственный товар надлежащего качества обменять на аналогичный товар нельзя.

Потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), если они обнаружены в течение установленного срока годности.

Также потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Обратите внимание, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.

Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у потребителя, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.

При получении претензии потребителя, продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар ненадлежащего качества.Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу). Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.

Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Внимание!Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.