Основы защиты прав потребителей

Прочее

Размещен: 04.02.2022 г.


Рекомендации по выбору подарков, подарочных сертификатов, парфюмерии, ювелирных изделий


В связи с предстоящими праздниками тема выбора подарков приобретает особую актуальность.

Подарочные сертификаты.

В настоящее время достаточно популярными подарками являются подарочные сертификаты. Для того чтобы не ошибиться в выборе сертификата, потребителю необходимо учесть предпочтения человека, которому хочется сделать подарок, так как ассортимент товаров (работ, услуг) достаточно на которые продавцы предлагают подарочные карты достаточно широк.

Потребителю (собственнику) сертификата, предоставляется право самостоятельного выбора товара (работы, услуги) среди определенного количества вариантов. Подарочный сертификат также может быть выдан (реализован) на определенную услугу (например, полет в аэротрубе).

При этом, подарочный сертификат предполагается как аванс будущей оплаты товара (работы, услуги), поэтому к данным отношениям применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1).

В момент приобретения подарочного сертификата покупателю должен быть выдан кассовый или товарный чек, либо иной документ, подтверждающий факт оплаты.

Необходимо иметь ввиду, что стадия предъявления сертификата и получение товара, услуги (работы) – это по своей сути договоры купли-продажи и оказания услуг (выполнение работ), где оплата товара, услуги (работы) происходит не денежными средствами, а самим сертификатом, который действителен определенный срок.

Лицо, получившее в дар подарочный сертификат, выступает в данном случае потребителем по отношению к продавцу товара, исполнителю услуг (работ).

До момента, пока товар не передан потребителю или не оказана услуга, договор розничной купли-продажи (возмездного оказания услуг, подряда) будет считаться не заключенным.

ВАЖНО! Если гражданин за счет подарочного сертификата приобрел товары, услуги (работы) ненадлежащего качества, то согласно ст.ст.18, 29 Закона №2300-1 он имеет право на их обмен, возврат, уменьшение покупной цены, устранение недостатков.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Если же гражданин приобрел за счет подарочного сертификата товар надлежащего качества, то он также имеет право, установленное ст. 25 Закона №2300-1 обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом в течение 14 дней с момента его передачи. При отсутствии необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить от продавца уплаченную за него денежную сумму.

Важно помнить, что покупатель имеет право вернуть подарочный сертификат:

в течение срока его действия (если срок установлен);

в любое время (если сертификат без срока действия).

В момент приобретения подарочного сертификата рекомендуем Вам:

- уточнить информацию о порядке пользования сертификатом,

- уточнить информацию о сроке его действия. Данная информация может указываться как на самом сертификате, так и в приложении к нему и иным способом доводиться до граждан.

В случае, если по условиям приобретения подарочных сертификатов установлен конкретный срок их действия, то по окончании срока действия сертификата обязательства продавца подарочного сертификата перед потребителем такой подарочной карты - физическим лицом прекращаются.

В случае, когда в течение установленного в подарочном сертификате срока он не был предъявлен потребителем в целях получения соответствующего товара (работы, услуги), сумма предварительной оплаты, полученная продавцом, является безвозмездно полученным имуществом и возврату не подлежит.

 

Парфюмерные жидкости подразделяют на духи, парфюмерные, туалетные и душистые воды и одеколоны, которые отличаются значениями физико-химических показателей: суммой массовых долей душистых веществ, объемной долей этилового спирта, стойкостью запаха и прозрачностью жидкости.

При приобретении парфюмерной продукции продавец должен предоставить потребителю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколона, туалетной (парфюмированной) воды. При этом могут использоваться пропитанные душистой жидкостью лакмусовые бумажки, предоставляемые изготовителем образцы-понюшки.

Обращаем внимание! Парфюмерная продукция надлежащего качества обмену и возврату не подлежит. В связи с чем необходимо помнить, что вернуть ее продавцу можно только в том случае, если обнаружены недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения о товаре:

наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;

наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена Таможенного Союза;

номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;

срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;

особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);

номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;

сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;

список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита.

Важно знать! По требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям законодательства о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Отсутствие вышеуказанных документов ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение парфюмерных изделий.

Соответствие качества и безопасности парфюмерной продукции требованиям санитарных правил и норм подтверждается наличием государственной регистрации на продукцию. Перечень парфюмерной продукции, подлежащей государственной регистрации утвержден Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», принятый Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.09.2011 г. № 799.

 

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них.

Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней содержатся в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ №2463).

Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, подлежащих опробованию, анализу и клеймению, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий российского производства).

Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра российского производства без оттиска государственного пробирного клейма.

Продажа ограненных драгоценных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень.

Информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также об ограненных драгоценных камнях должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней.

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и (или) модели, общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вставок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия.

В случае если драгоценный камень, закрепленный в ювелирном изделии, подвергся обработке, изменившей качественно-цветовые характеристики драгоценного камня, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок драгоценных камней – «облагороженный».

В случае если вставка, закрепленная в ювелирном изделии, состоит из 2 и более частей, соединенных скрепляющим веществом, одна и (или) более из которых относится к драгоценным камням, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставки – «составной», а также наименование части (частей) вставки, относящихся к драгоценным камням.

При использовании наименования природного минерала для обозначения вставок из материалов искусственного происхождения, закрепленных в ювелирных изделиях из драгоценных металлов, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок –«синтетический (выращенный)» или «имитация».

При передаче приобретенного товара потребителю продавец проверяет соответствие ювелирного изделия данным, указанным на ярлыке, а для ограненных драгоценных камней - соответствие сертификату на каждый ограненный драгоценный камень.

По требованию потребителя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с применением средств измерений, находящихся в исправном состоянии и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь потребительскую упаковку.

На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом продажи товара.

Внимание! Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней относятся к числу непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (п. 9 Постановления Правительства РФ №2463).

Однако в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать (ст. 18 Закона №2300-1):

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

 

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по телефонам: 8 (495) 687-39-61, 8 (495) 687-26-31, электронная почта: fguz@mossanepid.ru.