Новости

Размещен: 14.03.2022 г.


Права потребителей при покупке товаров дистанционным способом


Реализация товаров через интернет-магазин является одной из форм дистанционной торговли, осуществляемой посредством публичной оферты.На сегодняшний день все больше людей пользуются дистанционным способом приобретения товаров, признавая, что его главными достоинствами являются быстрый поиск нужного товара, возможность выбора из широкого ассортимента, более низкая цена, доставка надом (место работы)в удобное время.

Главной особенностью дистанционной торговли является то, что потребитель не имеет возможности наглядно ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. В связи с этим потребителям нередко приходится сталкиваться с недобросовестными предпринимателями и организациями, которые превыше всего ставят свои финансовые интересы, нарушая права, предусмотренные потребительским законодательством.

Наиболее часто встречающейся причиной разочарования в интернет-покупках являются не только недобросовестность владельца интернет-магазина и его преступный умысел, но и невнимательность, поспешность самого потребителя при оформлении заказа.

ü   Первый шаг, который должен предпринять потребитель перед совершением покупки – это оценить выбранный магазин, найти отзывы о данном магазине в сети «Интернет» на независимых ресурсах.

ü   Начинать подготовку к покупке нужно с получения сведений о продавце –на сайте интернет-магазина должен быть его адрес, фирменное наименование, наличие уполномоченного на принятие претензий от покупателей. Если в сведениях о продавце указаны только контактные телефоны или номер абонентского ящика, стоит воздержаться от осуществления заказа. Признак клиенториентированной компании – наличие «горячей линии», или контактного центра.  Необходимо обратить внимание на место нахождения организации продавца и проверить регистрационный номер о создании юридического лица в Едином регистрационном реестре или данные о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.Если на сайте указан адрес магазина, проверьте, действительно ли магазин существует. Очень часто «недобросовестные» продавцы указывают несуществующие адреса, либо по данным адресам располагаются совсем другие организации.

ü   Особое внимание необходимо уделить информации,которую предоставляет продавец о товаре и об условиях покупки. Если в описании товара присутствуют явные несоответствия, следует осторожно отнестись к подобному объявлению.  В данной ситуации внимательно прочитайте описание товара и сравните его с описаниями на других интернет-ресурсах.

ü   В случае если вы нашли объявление или магазин, предлагающий товары по ценам существенно ниже рыночных, то Вам следует провести мониторинг аналогичных товаров в других интернет-магазинах и сравнить цены. Стоимость данных товаров не может и не должна сильно отличаться. Не поддавайтесь на слова «акция», «количество ограничено», «спешите купить» и т.п.

ü   В случае если продавец предлагает перечислить предоплату за товар, особенно с использованием анонимных платежных систем, электронных денег или при помощи банковского перевода на карту, выданную на имя физического лица, нужно понимать, что данная сделка является опасной.Помните о том, что при переводе денег в счет предоплаты вы не имеете никаких гарантий их возврата или получения товара. Если вы решили совершить покупку по предоплате, проверьте рейтинги продавца в платежных системах.

ü   Если в процессе оформления заказа через менеджера интернет-магазина он начинает торопить вас с покупкой и оплатой товара, убеждая в том, что если не заказать его сейчас, то цена изменится или товар будет снят с продажи, рекомендуем Вам не поддаваться на уговоры и неспешно оценить свои действия.

Если действия интернет-магазина  соответствуют хотя бы одному из вышеуказанных признаков, это серьезный повод задуматься о целесообразности совершения сделки.Если под их описание подходят два или более признака, Вам следует воздержаться от контактов с данным интернет-магазином.

Вместе с тем, у потребителей часто возникают проблемы, связанные с возвратом товара интернет-магазину. Нередко продавцы, злоупотребляя своим положением или не имея достаточных знаний в части правильного применения конкретной нормы права, отказывают потребителю в обмене товара или возврате денежных средств за него, объективно не имея на это законных оснований.

Потребителям необходимо четко знать, что возврат товара продавцу, производящему торговлю дистанционным способом может иметь место в следующих случаях:

1.      Во – первых,  по причине обнаружения недостатков в полученном товаре.

В случае если вы получили товар, который имеет производственные дефекты (заводской брак) или не соответствует описанию на интернет-сайте продавца, вы имеете абсолютное право заявлять требования продавцу, которые установлены ст.18 Закона о защите прав потребителей. В данной ситуации продавец обязан принять товар с недостатками и провести проверку качества, а в случае необходимости передать данный товар на экспертизу в организацию, которая уполномочена на её проведение и выдачу соответствующего заключения.

Стоит отметить, что заявлять соответствующие требования продавцу необходимо в течение гарантийного срока, а если он не установлен, то в течение двух лет с момента заключения договора купли-продажи.

2.             Во-вторых, по причине отказа от товара надлежащего качества, в случае, если он не подошел Вам по размеру, форме, цвету, комплектации и т.п. Кроме того, законодатель допускает осуществлять возврат товара, приобретенного с помощью интернет-ресурсов, без указания причин возврата.Таким основанием могут являться, например: несоответствие цвета товара Вашим ожиданиям, так как монитор/экран Вашего устройства не передал в полном объеме все свойства товара, или у Вас отпала необходимость в использовании данного товара.

Следует помнить, что товарный вид возвращаемых Вами покупок должен быть сохранен полностью. При этом отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Такими доказательствами могут послужить свидетельские показания, наличие на упаковке товара фирменной маркировки продавца, гарантийный талон с датой и серийным номером и иные доказательства, которые сможет предоставить покупатель для подтверждения покупки данного товара у конкретного продавца.

Напоминаем, что отказаться от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным путем, возможно  в любое время до его передачи потребителю, а после передачи в течение 7 дней. Однако, если продавец не предоставил данную информацию потребителю в письменном виде, срок возврат товара увеличивается до 3 месяцев.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Например, товары с нанесением гравировки имени или других дарственных надписей.