Новости

Размещен: 27.12.2022 г.


Оказание услуг общественного питания. На что нужно обратить внимание.


В преддверии нового года многие жители столицы планируют воспользоваться услугами, которые оказывают организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.)для встречи и празднования предстоящих праздников с друзьями и коллегами. Изготовление пищевой продукции может быть реализовано не только в месте приготовления пищи и обслуживания гостей, но и дистанционно с доставкой в удобное для потребителя место.

В связи с растущим спросом на услуги общественного питания важно напомнить некоторые особенности их оказания, зная о которых потребители смогут предотвратить возникновение конфликтных ситуаций с исполнителями услуг:

1. Оказание услуг общественного питания предполагает, что каждый посетитель заведения должен иметь доступ к информации о самих блюдах и сопутствующих услугах, которые будут ему оказаны.

Установлено, что исполнитель обязан довести до сведения потребителей в том числе следующую информацию:

перечень услуг и условия их оказания;

наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения об объеме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления).

Перечень оказываемых услуг общественного питания исполнитель определяет самостоятельно. Перечень производимой и реализуемой продукции и покупных товаров указывается в меню (прейскуранте).

Цель установления такого требования, как доведение до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, – это обеспечение возможности осуществления правильного выбора соответствующих услуг (продукции).

2. Цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).

Заведению разрешается предлагать посетителям различные дополнительные услуги, например, по организации досуга. Но следует четко указать или их стоимость, или безвозмездный характер.

3. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.

То есть организации общественного питания вправе с согласия потребителя на оплату чаевых отразить их в чеке в качестве выручки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

4.Организация общественного питания обязана обслужить любого посетителя, обратившегося за услугой в установленные часы работы. Но при условии, что у него есть намерение эту услугу заказать.

Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг общественного питания правила поведения для потребителей. Однако, установление определенных правил поведения в организации общественного питания не должно быть направлено на ограничение прав человека.

Зачастую организации общественного питания устанавливают:

запрет на принесение с собой спиртных и безалкогольных напитков, продуктов питания;

запрет на посещение ресторана лицами в спортивной одежде;

отказ в обслуживании посетителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения.

Вышеуказанные правила поведения признаны судами как не противоречащие нормам действующего законодательства и могут использоваться организациями общественного питания при осуществлении своей деятельности.

5. Потребитель имеет право на безопасность оказываемых услуг для его жизни и здоровья. Данное право тесно связано с правом потребителя на качество услуги, поскольку некачественные услуги общественного питания нередко создают угрозу здоровью потребителя. Безопасность услуг обеспечивается соблюдением исполнителем обязательных условий и требований.

Требования по безопасности пищевых продуктов изложены в Федеральном законе от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Исполнитель обязан готовить блюда в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов. При приготовлении блюд нужно использовать сырье, соответствующее требованиям нормативных документов.

Исполнитель обязан устанавливать для приготовленных им блюд сроки годности, т. к. без них реализация блюд запрещена.

Помните, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Если права потребителя были нарушены, он может отразить в ней все нарушения и претензии к исполнителю.

Помимо прочего, претензии к исполнителю услуг рекомендуется оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

В случае причинения вреда здоровью, к претензии необходимо приложить копии медицинских документов (справки, заключения и т.п.). Следует сохранять все чеки на лекарства - потраченные на лечение средства можно взыскать с заведения, где была оказана некачественная услуга общественного питания.

Если администрация организации общественного питания проигнорировала претензию или ответила отказом, следующим шагом будет составление и подача искового заявления в суд.

Обращаем внимание потребителей! Порядок оказания услуг общественного питания четко регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», которое имеет ограниченный срок действия (с 01.01.2021 по 01.01.2027).