Новости

Размещен: 27.12.2022 г.


Качество и безопасность пищевых продуктов в новогодние праздники.


Впереди новогодние праздники, большинство людей неминуемо позволит себе разнообразную жирную, сладкую, деликатесную пищу и алкоголь. Чтобы череда застолий не отразилась на самочувствии по причине изобильного застолья, потребителю следует при покупке продуктов питания, помнить главное правило: «Пища должна быть не только вкусной, но и полезной, и качественной».

Закон о защите прав потребителейрегулирует от­ношения, возникающие между потребителями и изготовителя­ми, продавцами при продаже товаров и гарантирует потребителям право:

• на качество;

• на безопасность;

• на информацию;

• на возмещение ущерба.

Изготовитель (продавец) обязан своевременно предо­ставить потребителю необходимую и достоверную инфор­мацию о пищевых продуктах для того, чтобы потребитель сделал правильный выбор.

Выбирая в магазине продукты питания, потребители в ос­новном обращают внимание на внешний вид продукта, срок годности и, разумеется, на цену. Однако, не обращают внимания на информацию об изготовителе, о составе продукта, пищевой ценности и другие данные, указанные на упаковке, которые так­же важны для потребителя.

Например, неполная информация о пищевой ценности продукта оказывает негативное воздействие на уровень заболеваний, связанных с неправильным питанием (ожирение, диабет, йододефицит и др.), а также делает невоз­можным для потребителей самостоятельно подбирать опти­мальный рацион питания, учитывающий ограничения, связан­ные со здоровьем.

Российским законодательствомустанавлен объем обязательной информации на любом пищевом продукте отечественного или импортного производства, который реализуется в розничной торговле. Информация о товаре должна быть представлена на русском языке непосредственно с пищевым продуктом текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Каждому производителю, продавцу необхо­димо знать и соблюдать правила доведения информации до по­требителя на продукты питания.

Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:

- Наименование продукта.

Наименование должно быть понятным потребителю, кон­кретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне. Наименования пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.

Пищевые продукты, поступающие по импорту, могут иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным региональным и национальным стандартам и регламентам, если это не противоречит национальным стандартам Российской Фе­дерации.

Не допускается: давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого про­дукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, ко­торыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пи­щевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав.

При включении в состав продуктов ароматизаторов, имити­рующих наличие в них пищевых продуктов, в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и (или) ароматом. Для продуктов с ароматом, не присущим кон­кретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указа­ния конкретного аромата), давать одно наименование разным пищевым продуктам.

- Наименование и местонахождение изготовителя.

Производитель пищевых продуктов на этикетке обязан ука­зывать юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на при­нятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых про­дуктов указывают на языке страны его местонахождения буква­ми латинского алфавита, а наименование страны – на русском языке.

В случае, если сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например: чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществля­ющие технологическую обработку, которая изменяет их свой­ства и (или) превращает их в пищевые продукты, готовые (в том числе фасованные) для реализации потребителям, изготовите­лем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указан­ные предприятия.

Допускается наносить надпись: «Изготовлено под контролем (далее наименование компании, фирмы-изготовителя)». После такой надписи наносят юридический адрес, включая страну указанной компании, фирмы-изготовителя.

Если изготовитель продукта не является одновременно упа­ковщиком, экспортером, то, кроме изготовителя и его адреса, должны быть указаны: упаковщик, экспортер и их адреса, дата изготовления и дата упаковки (расфасовки) продукта, срок год­ности или срок хранения продукта, масса нетто, или объем, или количество продукта.

- Состав продукта.

Перечень ингредиентов приводят для всех пищевых про­дуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ин­гредиента. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок «Состав».

Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта. Если ингреди­ент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допу­скается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием.

При этом непосредственно после наименования такого со­ставного ингредиента в скобках приводят список составляющих его компонентов в порядке уменьшения их массовой доли.

Обязательная информация о составе продуктов должна содержать: данные о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых до­бавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов, нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, облученных ионизирующим излучением.

Обязательным требованием является информирование по­требителя о генетически модифицированных пищевых продук­тах, пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников, или пищевых продуктах, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников.

Для пищевых продуктов, содержащих компоненты из гене­тически модифицированных источников, информацию указы­вают в тех случаях, когда содержание в их составе указанных компонентов превышает норму, установленную нормативно-правовым актом (техническим регламентом).

Информацию об использовании генетически модифициро­ванных источников не наносят на пищевые продукты, не содер­жащие белка (ДНК), полученного из генетически модифициро­ванных источников.

В случае, если содержание ГМО составляет более девяти десятых процента), на этикетке продукта обязательно должна присутствовать информация о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о спо­собах изготовления готовых блюд, весе (объеме).

- Назначение и условия применения.

Данная информация наносится на упаковку продуктов дет­ского питания, продуктов диетического питания и биологиче­ски активных добавок

- Массы нетто, или объем, или количество продукта.

Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (в сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фрук­товом или овощном соке, в бульоне и другой), помимо общей массы нетто должна быть указана масса основного продукта.

Для жидких фасованных продуктов указывают значение объема, для других продуктов – значение массы нетто. Массу нетто продукта указывают в граммах (г) или килограммах (кг), объем – в литрах (л) или миллилитрах (мл), сантиметрах (см³) или дециметрах (дм³).

Для пищевых продуктов, масса нетто или объем которых при хранении уменьшается, продаваемых поштучно или «на вес» (взвешиваются в присутствии потребителя), значение мас­сы нетто или объема продукта допускается не указывать.

- Условия хранения

Условия хранения указывают для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности (хранения, реализации) и/или требующих специальных условий хранения (пониженной тем­пературы, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других). Для продуктов (например, продуктов для детского питания), качество которых изменяется после вскрытия герметичной упаковки, защищавшей продукт от пор­чи, рекомендуется указывать условия хранения после вскрытия упаковки.

Способы изготовления готовых блюд.

Способы и условия изготовления готовых блюд для концен­тратов и полуфабрикатов пищевых продуктов. Указанные реко­мендации для других пищевых продуктов необходимы только в случае, если правильное их использование без такой инфор­мации затруднено, а неправильное их приготовление и/или ис­пользование может нанести вред здоровью потребителя, его имуществу, привести к порче или неэффективному использова­нию продукта.

- Пищевые добавки.

При указании пищевых добавок используют следующие групповые наименования пищевых добавок:антиокислители;вещества для обработки муки;вещества, препятствующие слеживанию и комкованию;вещества, способствующие сохранению окраски;влагоудерживающие агенты;глазирователижелеобразователи; загустители; кислоты;консерванты; красители; наполнители; отвердители;пеногасители; пенообразователи;пропелленты;подсластители;разрыхлители;регуляторы; стабилизаторы; уплотнитель;усилители вкуса и запаха;эмульгаторы, эмульгирующие соли.

После группового наименования указывают индекс соглас­но Международной цифровой системе (INS), или Европейской цифровой системе (Е), или название пищевой добавки.

Виды заболеваний, при которых противопоказано примене­ние отдельных видов пищевых продуктов и добавок, определя­ет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

- Пищевая ценность продукта.

Пищевая ценность (калорийность или энергетическая цен­ность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро-и микроэлементов).

Информационные (расчетные) показатели содержания пи­тательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жи­ров, макро- и микроэлементов в 100 г, или 100 мл, или 100 см³ съедобной части продукта, а калорийность (энергетическую ценность) – в килокалориях 1I (или) килоджоулях в расчете на 100 г, или 100 мл, или 100 см³ продукта.

Сведения о содер­жании белков, жиров, углеводов и калорийно­сти/энергетической цен­ности приводятся и слу­чае, если их значение в 100 г (мл, см³) пищевого продукта составляет не менее 2%, а для минеральных веществ и витаминов не менее 5% от рекомендуемого суточного потребления.

На этикетку алкогольной продукции, кофе, чая, пряностей и пищевкусовых добавок информация о пищевой ценности про­дукта не наносится.

- Рекомендации по приготовлению.

Указывается для готовых блюд для концентратов и полуфа­брикатов пищевых продуктов.

- Условия хранения пищевых продуктов.

Условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других), если в документах, в соответствии с которы­ми изготовлены продукты, установлены требования к условиям хранения. Для консервированных продуктов могут быть указа­ны условия хранения после вскрытия упаковки.

При хранении пищевых продуктов продавец должен соблюдать правила товарного соседства. Про­дукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих за­пахи. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами.

Если на одних весах взвешивают рыбу, мясо, сыр, печенье, конфеты – это нарушение правил торговли, санитарных правил.

Очень важно помнить, что скоропортящиеся продукты необходимо покупать только в магазинах, которые оснаще­ны холодильным оборудованием.

При покупке товаров потребитель имеет право ознако­миться с документами, подтверждающими их происхож­дение, качество и безопасность для здоровья человека (то­варно-сопроводительные документы, удостоверения качества, декларация о соответствии).

Потребитель сможет выбрать для себя только качественные продукты питания не только для новогодних застолий, но и для повседневного рациона питания, зная минимальную информацию, которая должна быть указана на пищевой продукции.

 

Главными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы качества и безопасности пищевой продукции, являются:

- Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (по тексту – Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов);

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (по тексту – Закон о защите прав потребителей);

- Правила про­дажи продовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (по тексту – Правила продажи продовольственных товаров);

- ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) (по тексту - ГОСТ Р 51074-2003).