Новости

Размещен: 11.01.2023 г.


Как вернуть товар надлежащего качества?


В суматохе рабочих дней у граждан, как правило, нет времени кропотливо выбирать подарки для своих родных и близких на предстоящие праздники, в связи с этим выбор граждан «падает» на любой товар, предлагаемый продавцами в магазинах. Однако, качественный товар, купленный в спешке, не всегда является таким уж необходимым потребителю, в связи с чем последнему приходится задумываться как его вернуть.

Правоотношения, возникающие между продавцом и потребителем при продаже товаров регулируются:

ü    Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ);

ü    Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1);

ü    Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 (далее – Правила продажи товаров).

Информация о товаре

Исходя из ст. 8, 9, 10 Закона РФ № 2300-1при выборе товаров потребителем в магазине продавцом должна быть представлена подробная информация об изготовителе с указанием юридического адреса, информация о товаре должна содержать сведения о материале, отделке, марке, типе, размере, сорте и других основных показателях, характеризующих товар, который вы покупаете, а также о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара.

Статья 12 Закона РФ № 2300-1предусматривает меры ответственности продавца за предоставление неполной или недостоверной информации о товаре.

Обмен качественных товаров

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки (ст. 25 Закона РФ № 2300-1).

Обмен товаров надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

При получении товара покупателю должны быть выданы товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, основные показатели, характеризующие данный товар, количество товара, и относящаяся к товару документация изготовителя.

ВАЖНО! Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (ст. 25 Закона РФ №2300-1).

При этом, перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, содержится в Правилах продажи товаров.

Разрешение спора

В случае возникновения разногласий с продавцом потребителю необходимо подготовить письменную претензию в двух экземплярах.К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара (кассовый чек, товарный чек, договор купли-продажи, гарантийный талон и т.п.) у продавца. Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором он делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию.

В случае невозможности передать претензию продавцу лично потребителю необходимо отправить ее на юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своем решении в письменной форме. Срок рассмотрения претензии – 10 дней (ст. 22 Закона РФ №2300-1).

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии в адрес продавца, в случае его отказа удовлетворить требования потребителя, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ №2300-1).