Основы защиты прав потребителей

Бытовые услуги

Размещен: 21.10.2020 г.


Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов.


Эпидемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан. В сфере оказания фитнес-услуг наблюдалась одна из самых сложных ситуаций, поскольку в 2020г. из-за опасности распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 фитнес-клубы и тренажерные залы были вынуждены закрыться, вследствие чего, потребители не могли воспользоваться оплаченными услугами по договорам.

Правоотношения между фитнес-клубами и посетителями регулируются Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Правилами бытового обслуживания населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (далее – Правила №1025). Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля установлены ГОСТ Р 52024-2003. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (далее - ГОСТ).

Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст. 8, 10 Закона, а также п.5.2.9 ГОСТ. Согласно указанным нормам, потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязан предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.

Так, потребителю должна быть предоставлена информация об исполнителе: наименование, адрес, режим работы. Данная информация располагается на вывеске организации.

Также исполнитель обязан своевременно предоставить информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность правильного выбора потребителя, в частности: 

ü  перечень оказываемых услуг; 

ü  цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты;

ü  правила и условия эффективного и безопасного использования предоставляемых услуг;

ü  сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т.д.);

ü  перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

ü  медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг; 

ü  правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях; 

ü  квалификация обслуживающего персонала;

ü  место нахождения пункта медицинской помощи;

ü  правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;

ü  иная дополнительная информация.

Информация должна располагаться в любом удобном и доступном для потребителя месте (уголок потребителя, стойка информации, стенд).

При заключении договора физкультурно-оздоровительных услуг, обслуживающий персонал должен провести консультацию (собеседование, инструктаж) с потребителем о правилах личной безопасности, об особенностях выбранного вида услуг, о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг, о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий, о полноте и правильности заполнения обязательных документов.

Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги предоставляются на условиях публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Фитнес-клубы обязаны оказывать услуги каждому обратившемуся и не вправе устанавливать какие-либо ограничения для посетителей. Такие услуги оказываются на основании заключаемого с клиентом договора, который по своей правовой природе относится к договору возмездного оказания услуг.

В договор об оказании физкультурно-спортивных услуг должны быть включены следующие сведения:

ü  наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

ü  вид услуги;

ü  цена услуги;

ü  наименование услуги.

Если потребителю при заключении договора не была представлена вышеуказанная информация и вследствие этого был причинен вред его жизни, здоровью или имуществу, то он вправе отказаться от исполнения такого договора и потребовать возмещения вреда и убытков (например, не была предоставлена информация о противопоказаниях, и в связи с этим обострилось хроническое заболевание).

Договором об оказании услуги также может считаться абонемент, клубная карта, билет, чек.

Потребитель имеет право в любое время отказаться от исполнения договора о выполнении работ и вернуть денежные средства. Однако в данном случае, исполнитель вправе потребовать оплаты за фактически понесенные расходы.

Таким образом, при заключении договора фитнес-клуб не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст.16 Закона). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Потребитель вправе запросить у исполнителя услуг предоставления расчета понесенных им затрат в письменном виде. Исполнитель обязан предоставить такой расчет.

Потребитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, когда фитнес-клуб отменил занятия, заменил занятия, заменил тренеров или инструкторов. В таком случае потребителю стоит рассчитывать на возврат денежных средств только за не посещенные занятия.

Зачастую в договорах исполнители прописывают условия о том, что в случае пропуска занятий они не восстанавливаются. Действительно, в ч. 2 ст. 781 ГК РФ установлено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Но в ч. 3 этой же статьи говорится, что в случаях, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна сторона не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что если занятия были пропущены, например, по причине болезни, то исполнитель не должен требовать их оплаты.

Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды (ст.7 Закона).

ГОСТ (п.6) закрепляет, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.

На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные документы на русском языке. Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке, а не подлежащие обязательной сертификации – иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.  

При обнаружении факта оказания услуги ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать: 

ü  безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; 

ü  соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; 

ü  повторного оказания услуг.

При неустранении исполнителем обнаруженных потребителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой. 

В момент заключения договора до потребителя должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые соответственно должны быть зафиксированы в договоре.

Если исполнителем данные сроки нарушаются, то ст.28 Закона наделила клиента фитнес-клуба правом:

ü  назначить исполнителю новый срок;

ü  потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

ü  отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

За нарушение сроков оказания услуг исполнитель также несет ответственность в виде неустойки 3% от стоимости физкультурно-оздоровительных услуг.

В случае если сроки не были установлены договором и после истечения разумного срока оказание услуг так и не было начато, то у потребителя возникает право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.

Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к исполнителю с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями. Один экземпляр претензии необходимо вручить исполнителю лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у потребителя, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.

При отказе исполнителя в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим иском, а также воспользоваться иными правами, предоставленными потребителю Законом:

ü  уплату штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (пункт 6 статьи 13);

ü  возмещение морального вреда (статья 15);

ü  выбор суда (по месту жительства или по месту пребывания потребителя, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора) (пункт 2 статьи 17);

ü  освобождение от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 статьи 17).